Опубликовано 27 ноября 2007, 03:00

Начальник - диктатор? Это культура!

Корпоративная культура – ценность вечная. Было время, мы понятия о ней не имели, а она все равно существовала. Может, называлось это иначе.
корпоративная культура
корпоративная культура

корпоративная культура

корпоративная культура

корпоративная культура

Корпоративная культура – ценность вечная. Было время, мы понятия о ней не имели, а она все равно существовала. Может, называлось это иначе.

Но успешные люди всегда знали, как себя вести на работе, как выглядеть. Где-то в подкорке всегда сидела мысль, что не надо часто бегать в курилку или обедать часами. И только в последние годы понятие корпоративной культуры обрело более четкие очертания. И если ты хочешь делать карьеру, то первым делом надо в этой самой культуре разобраться.

Если тебя еще волнует вопрос, во всех ли российских компаниях имеется собственная корпоративная культура, отвечаем – она есть везде. Даже если основные ее положения не описаны в специальной брошюре, которую раздают менеджеры по персоналу каждому новопринятому на работу сотруднику. К слову, корпоративная культура играет одну из важнейших ролей при выборе кандидата на вакантную должность. Рекрутер должен оценить не только профессионализм потенциального работника, но и понять, насколько этот человек впишется в коллектив, найдет ли общий язык с руководством.

"Часто компании, которые делают запрос на поиск специалиста, имеют очень смутные требования к кандидату, – говорит консультант рекрутинговой компании Antal International Екатерина Бахарева. – Нам приходится задавать много наводящих вопросов. Например, какие корпоративные нормы приняты в компании, приветствуется ли формальный стиль общения. Это нужно для того, чтобы выяснить к какому именно типу корпоративной культуры принадлежит компания, ведь если не выяснить это заранее, то найти подходящего человека очень тяжело".

корпоративная культура

корпоративная культура

корпоративная культура

корпоративная культура

Короче, есть у рекрутеров поговорка, которая описывает эту проблему коротко и емко: "нет плохих или хороших кандидатов, есть кандидаты, которые подходят для того или иного типа корпоративной культуры".

"Корпоративная культура – совокупность норм поведения, принятых в компании, – считает президент кадрового объединения "Метрополис" Валерий Поляков. – Можно ввести штрафы за курение на работе и длинные перекуры, но гораздо действеннее, когда большинство сотрудников считает такое поведение неприличным". То есть наличие в наших головах неписаных правил позволяет работодателю не вводить драконовские методы по искоренению наших вредных привычек.

Как ни удивительно это прозвучит, но корпоративная культура, когда она создана и закрепилась, живет самостоятельной жизнью. По словам опытных рекрутеров, не требуется никаких усилий, чтобы ее поддерживать.

"Я знаю случай, когда корпоративная культура, которая была сформулирована в документе и подписана всеми сотрудниками одной компании в 1992 году, не претерпела никаких изменений с годами, – рассказал Валерий Поляков. – Когда прошло 12 лет, тот документ давно забыли, в компании осталось только 2 сотрудника, которые его подписывали. Но когда сравнили написанное на бумаге с тем, что было в 2004 году, оказалось, что компания живет именно так, как было установлено в 1992 году". То есть, правила корпоративной культуры передавались из уст в уста старыми сотрудниками новым кадрам. И заметьте, в рамках обычного рабочего общения, а не на заседаниях профкома. Получается, что корпоративная культура – субстанция самоорганизующаяся.

корпоративная культура

корпоративная культура

корпоративная культура

корпоративная культура

По словам Валерия Полякова, человек, который не выполняет групповые нормы поведения, коллективом просто отторгается. Так что все чуждые элементы, которые затесались в коллектив, рано или поздно должны его покинуть.

Корпорация – это я

Строго говоря, сколько людей, точнее, сколько начальников, столько и типов корпоративной культуры. Есть в этом некоторое преувеличение, но, поверьте, небольшое. Если ты осуществляешь подбор кадров, то мало оценить профессионализм, заинтересованность потенциального работника именно в этой вакансии. Можно удостовериться, что кандидат не будет воровать, не уведет клиентов, если будет увольняться, не будет пьянствовать на рабочем месте и т.д. Не менее важно до приема на работу выяснить еще несколько тонких моментов.

"У нас четыре основных критерия в определении хорошего работника: он справится с порученным объемом работы, он хочет делать именно эту работу, он не навредит компании, он совместим с руководителем и с коллективом, – рассказывает Валерий Поляков. – Если хотя бы по одному критерию мы имеем отрицательный ответ, этот человек не подойдет для компании".

По мнению Валерия Полякова, непременным условием для работодателя при приеме на работу нового сотрудника является уверенность, что кандидат впишется в компанию. Ведь что получается? Те, кто подбирает себе персонал, часто, прежде всего, смотрят на профессионализм кандидата и на личную симпатию к нему. А личная симпатия – это косвенное отражение корпоративной культуры, ведь люди тянутся к себе подобным.

корпоративная культура

корпоративная культура

корпоративная культура

корпоративная культура

Все эксперты сходятся в том, что сегодня в России можно найти компании с любыми типами корпоративной культуры. "У нас есть все: от авторитарной компании с диктатором во главе до "колхоза", где руководство не управляет процессами, а наблюдает за ними и подстраивается, – считает Валерий Поляков. – Это чаще встречается в творческих коллективах, например, в консалтинговой фирме, где меньше авторитаризма, чем на производстве или в банке".

Объясняется это просто – в банке слишком велика ответственность отдельных работников перед компанией и клиентом. Поэтому и порядки здесь намного строже, чем в среде тех же журналистов или рекламщиков.

Для того чтобы выяснить, подходит ли вам тот тип корпоративной культуры, который проповедуется в компании, куда вы мечтаете попасть, можно обратить внимание на... рекламу.

"Чтобы понять, насколько вам близок стиль работы компании, нужно учитывать много факторов, например, как принимаются решения в компании – командно или одним человеком, какой график работы – свободный или четко описанный, – рассказывает Екатерина Бахарева. – Еще следует учесть, насколько агрессивно ведет себя компания на рынке, много ли у нее рекламы". Если на последние вопросы вы ответили положительно, значит, компания себя активно позиционирует, следовательно, там работают позитивные, активные и динамичные люди. И на работу скорее возьмут человека, обладающего вышеперечисленными качествами.