Елена Мильто
Кандидат психологических наук, популяризатор психологии эффективности автор методики «шэфф_мышление» и Telegram-канала «Матушка Лень»
В психологии есть 3 базовых постулата, которые коротко можно сформулировать так: каждый уникален как личность, каждый сам ответственен за свою жизнь, каждый способен принимать решения. В диалоге, особенно эффективном, эти постулаты важны. Их и примем как базовые и разберем, что так и не так делаем в коммуникациях, особенно, когда диалог не удался.
Не готовы к общению
Прежде чем вступать в диалог, уточняй комфортные условия его проведения: назначай время и место, удобное для обеих сторон. «Выдохни» все негативные и просто сильные эмоции, продумай тактику ведения переговоров, где не придется нарушать границы собеседника, и не будет позволено нарушать твои. Заранее договоритесь о «стоп-слове». Если один его произносит, второй останавливается и берет паузу.
Нет четкой цели разговора
Сформулируй цель — тему и перечень вопросов для обсуждения, предоставь контрагенту возможность изучить и внести свою лепту. Пропиши идеальный результат и тот, на который сможешь компромиссно согласиться. Это ориентиры, которые помогут оставаться при своих интересах. Подбери аргументацию, желательно заверенную документально. Следуй прописанным интересам, но при этом имей возможность для гибкого маневра.
Не определили уровень ресурсозатратности
Реши, сколько по времени тебе комфортно общаться и следуй за выбранными временными границами: не спеши и не растягивай. Если это разговор об оплате твоей работы, то не завышай и не занижай цену, уважай свой труд: определи финансовый минимум и максимум и далеко от него не отходи. Общаясь по поводу отношений, не унижай собеседника и не поддавайся на его манипуляции. Попытки ввести в заблуждение, обман и прочее всегда сильно неэффективны, ресурсозатратны и в конечном счете ведут не туда.
Не соблюдаете этику общения
У тебя не должно быть предвзятого отношения к оппоненту, представляй его прекрасным человеком, а не суперзладеем, тогда договориться будет гораздо проще. Не переходи на личности. Осуждение, уничижение и обесценивание — «кто вы — кто я» к результативным договоренностям не приведут. Только партнерское отношение друг к другу дадут результат. Настраивайся на диалог равный с равным по эмоциям и рациональности.
Разговоры про политику, религию, финансы и воспитание часто становятся причиной раздоров на века. Рекомендую избегать обсуждений третьей стороны. Эффективный диалог — разговор в глаза без третьих лиц. Сплетни не добавят плюсов к твоему имиджу. Лучше не начинать.
Неэффективны
Отвечай на вопросы развернуто и проси оппонента делать тоже самое, по необходимости уточняй и переспрашивай. Не веди монолог и не позволяй это делать собеседнику, не будь агрессивным. Не отвлекайся на телефон, компьютер, почту и все, что не касается разговора. Это не приведет к желаемому результату. А вот к конфликту легко. Не начинай разговор «в лоб» с ультиматума, продажи или просьбы. Это подход, ограничивающий диалог. Важно не впадать в крайности, сначала услышать другого, а потом говорить самой, узнав его точку зрения.
Эффективный диалог –—миф или реальность?!.. Конечно, реальность! Особенно если ты руководствуешься «шэфф_мышлением». Удачи!
Фото: Unsplash