Может ли обычная девушка поднять бизнес с нуля? Оказывается, да! Мы попросили хозяйку PR-агентства рассказать свою историю успеха! До того как начать свой бизнес… Может ли обычная девушка начать свой бизнес и самостоятельно его поднять? Оказывается, да! Мы попросили успешного PR-менеджера и бизнес-леди Наталью Буланову поделиться своей историей и рассказать, как ей удалось в 25 лет стать хозяйкой собственного PR-агентства! «Сначала это была просто шутка. В институте мы с друзьями шутили: наше PR-агентство, представляли, из каких кружек мы будем пить кофе, кто какую должность будет занимать. Дальше шуток тогда дело не зашло, – рассказывает Наталья Буланова. – Свой бизнеся начала гораздо позже». До 16 лет я жила в г. Новый Уренгой Тюменской области. В школе очень любила писать сочинения и была уверена, что буду журналистом. Но в разговоре с учительницей обществознания выяснилось, что есть новая специальность – «связи с общественностью». Специальность только-только появилась, и никто не знал, чем конкретно будет заниматься специалист по СО. Мама шутила, что я буду массовиком-затейником. Естественно, в моем родном городе вузов с такой специальностью не было. В десятом классе я побывала в Петербурге и влюбилась в этот город! Учиться хотела только там. Родители были против моего отъезда. Пришлось устроить истерику. Работать я начала практически с первого курса. Точнее, оплачиваться эта работа стала еще не скоро, но мне очень хотелось практики. Конечно, тогда речи о том, чтобы начать свой бизнес, не было. Я помогала организовывать пресс-конференции, студенческие недели PR. На третьем курсе через объявление в газете я нашла первую серьезную работу– менеджера по рекламе и PR в спортивном магазине. Я разрабатывала концепцию сайта, организовывала корпоративные мероприятия. Совмещать полноценную работу и учебу на дневном отделении было непросто, но на заочный переводиться не хотелось. В результате вуз я окончила не только с красным дипломом, но и с опытом работы порядка двух лет. Как я решилась начать свой бизнес? Окончив институт, я начала искать работу. В одной из вакансий было указано: требуется PR-менеджер для продвижения энергетического напитка. Оказалось, что напиток принадлежит человеку, который также занимается и спортивной лигой «боев без правил». В первые же дни в новой должностименя поставили перед фактом: если через месяц не будет ни одной публикации или сюжета, меня уволят. Я испугалась и через 8 дней договорилась о сюжете на ТВ с одним из бойцов лиги. Помню, ужасно волновалась. Мне казалось, что телевизионщики не приедут. Когда я начинала работать, смешанные единоборства были практически неизвестны широкой публике. И продвигать бои было непросто. Имена чемпионов (того же Федора Емельяненко – абсолютного чемпиона мира), которые знает полмира, главным редакторам российских изданий ничего не говорили. Интересно, что бои я продвигала, первые полгода абсолютно в них не разбираясь. Я просто чувствовала, на что стоит сделать акцент, искала ту «фишку», за которую можно зацепиться. Это сейчас я различаю все эти лоу-кики, удушающие, болевые… Эффект от моей работы ощутили сразу. Помню, в месяц могло выходить по несколько сюжетов и статей. Мой рабочий день в то время начинался в 10 утра, а закончиться мог и в 2, и в 3 ночи. А в 7 утра я вставала, чтобы ехать на работу. Больше всего запомнился турнир 14 апреля 2007 г., на котором присутствовали В. В. Путин, Жан-Клод Ван Дамм, С. Берлускони. Мне позвонили из службы безопасности президента и сказали: «Уж не знаем, поздравить ли вас или посочувствовать». Весь смысл фразы я оценила, когда до 3 часов ночи пришлось вручную набивать списки фамилий и паспортные данные 200 VIP-гостей, которые собирались посетить турнир. В какой-то момент я поняла, что статус наемного работника меня категорически не устраивает. У меня давно было желание начать свой бизнес. Со стороны это кажется классно: постоянные перелеты, турниры, пресс-конференции, но рано или поздно от этого устаешь. Осознала, что дальше так продолжаться не может. Хочу работать на себя. Работа на себя: как я начала свой бизнес? За все время работыя ни разу не платила журналистам за материал. Мой принцип прост: если тема неинтересна, то лучше о ней не писать. Ведь смысл PR и состоит в том, чтобы подавать информацию так, чтобы она была интересна журналистам и читателям. Начала свой бизнес я с того, что мне стали звонить знакомые, обращаться за услугами PR. У меня получилось организовать несколько публикаций в различных изданиях, и эффект был потрясающий: например, одной компании после выхода статьи о них позвонили из другого региона и сделали крупный заказ. Клиенты были просто в восторге, что от одной публикации может быть такой эффект. Изучив рынок, я поняла, что, несмотря на обилие рекламных и PR-агентств, четкого результата никто не гарантирует. Например, при организации пресс-конференции агентство дает лишь гарантию того, что оно разошлет по своей рассылке приглашения, а уж будет ли выхлоп, об этом само агентство узнает только после пресс-конференции. У меня другой подход, и если я обещаю что-то сделать, я делаю. И клиент чувствует эффект. Примерно год я совмещала работу с клиентами и на проектах с основной работой – работой в лиге. А потом возникла ситуация, когда я поняла, что либо развитие своего бизнеса, либо наемная работа. С начала марта 2010 года я занимаюсь только своим агентством. Никакого стартового капитала у меня не было. Деньги в сайт и регистрацию фирмы вкладывала частями. Общие вложения составили около 40 тыс. рублей (регистрация фирмы, создание сайта, работа дизайнера, открытие счета в банке). Прибыль получила сразу, так как моими затратами были только затраты на связь и мой труд. Сейчас у меня есть работники в штате, которые получают зарплату. На самом деле я считаю, что пока у меня не бизнес, пока у меня – работа. Но на себя. Бизнес и отличается от работы тем, что ты можешь уехать на год, приедешь, а все осталось на прежнем уровне. Пока я не достигла этой цели. Но я работаю над созданием настоящего бизнеса. Я хочу в идеале контролировать только ключевые вопросы, а бизнес пусть работает без моего участия. Секреты бизнес-леди: как начать и поднять свой бизнес У меня нет офиса. Начать свой бизнес, поверьте, можно и без него. Более того, я приложу все усилия, чтобы офиса у меня как можно дольше не было. Офис – это привязка к месту, а я люблю поездки и путешествия. Ноутбук и телефон всегда со мной, а работать можно где угодно: в салоне красоты, в аэропорту, в поезде. Только начав свой бизнес, я поняла, какая это огромная ответственность – брать людей на работу, принимать ключевые решения. Еще во время работы в лиге был такой случай: во время подготовки одного турнира я взяла и просто улетела с любимым мужчиной в Будапешт на три дня. Конечно же, взяла с собой все телефоны, компьютер. И жутко обиделась на начальника, что он сделал мне замечание, когда я допустила ошибку в работе. И только спустя три года, когда со мной точно так же поступила моя сотрудница, я поняла, что была в тот раз неправа. Владелец бизнеса отвечает за все. Со стороны, наверное, кажется, что начать свой бизнесполучается на «раз, два, три». Я редко кому рассказываю о своих трудностях, только друзьям. Например, летом 2010 года была совершенно жуткая ситуация: мне нечем было платить зарплату людям. Я сидела и плакала, потому что денег было взять негде. В итоге помогли родители. Очень смешно было читать комментарии к интервью со мной на одном из форумов, где высказывались предположения, что добиться хороших результатов Наталье Булановой помог мужчина. Я искренне посмеялась, представляя, какие комментарии приходится читать, например, Вере Брежневой. И еще раз порадовалась, что я действительно сделала все сама! Нередко бывают случаи, когда после выхода одного сюжета или одной статьи моим клиентам звонят и делают крупный заказ или выгодное предложение. Или их начинают узнавать на улицах. Подходить в салонах красоты и брать автограф. И в такие моменты я понимаю, что я счастлива. Часто приходят желающие работать в моем агентстве. Я начинаю рассказывать, чем конкретно мы занимаемся, делюсь своими принципами работы. И когда я слышу от человека, что «это нереально», я говорю: «Спасибо, было очень приятно познакомиться, до свидания». Если хочешь начать и поднять свой бизнес, ты обязан верить, что твой продукт, услуга, клиент – лучшие. Но если ты, еще не приступив к работе, уже веришь в то, что это нереально, лучше и не начинать. **Автор: Наталья Буланова, специально для WomanJournal.ru Фото: Shutterstock, из личного архива.**