В прошлом веке существовала поговорка: чем тяжелее эпоха, тем длиннее юбка. Бесспорно, экономическая ситуация влияет на моду, но как – положительно или отрицательно? Если мы попробуем провести аналогию с прошлыми эпохами, увы, большая часть из них окажется настолько не похожей на нашу в отношении моды, что эту попытку можно оставить почти сразу. Кризис древних времен, с нашей точки зрения, – это почти всегда перемена власти, появление нового стиля и новых тенденций. Очевидно лишь то, что в тяжелые времена начиналась война между старой роскошью и новой простотой, которую несли изменяющиеся властные структуры. Вспомним эпоху заката Римской империи, время, когда гедонизм стал бессмысленной и всеобщей идеологией. Бессмысленной оттого, что в накоплении предметов роскоши не было никакой цели, а всеобщей оттого, что он затрагивал не только аристократов, но и более бедные слои общества, которые благодаря растущим возможностям торговли могли позволить себе дорогую одежду. Несколько иная ситуация была, например, в Великобритании при смене абсолютной монархии на буржуазную парламентскую. Уходил в прошлое XVII век с его роскошными кружевными манжетами и расшитыми камзолами. В парламенте появлялись новые господа – в строгих серых сюртуках, порой мешковатых и нелепых. Их дамы не тратили денег на туалеты с драгоценными нитями, предпочитая тот же демократичный стиль, что и их супруги. Но оттого элита не перестала одеваться в соответствии со своей традицией, и какое-то время можно было наблюдать в высшем свете некоторое противостояние. Однако женщины, едва попав в высший свет, стали перенимать стиль аристократок, и теперь нам достаточно взглянуть на картины Гейнсборо, чтобы понять, что пуританский стиль так и не стал полностью определять английскую моду. | || | | || |Более правильно и естественно будет сравнивать современный кризис с периодами ХХ века. Ведь мы говорим уже не о локальных изменениях, а о ситуации, которая затрагивает всю Европу. 30-е годы стали переломным временем в истории моды вообще. Именно во времена Великой депрессии действительно стиралась разница между бедными и богатыми. И для мира моды, который всегда делился на элитарный и народный, это действительно великое изменение. На самом деле ситуация похожа на ту, что была в Англии. Всеобщая бедность заставляла даже самых привередливых модников становиться более экономными. Платья, наследующие идею универсальности мадемуазель Шанель, стали необыкновенно популярны. Днем они могли быть рабочей одеждой (не забываем о том, что тогда уже появлялись деловые дамы и начинал формироваться современный деловой костюм), а вечером в сочетании с изящным украшением и шалью становились вполне достойным одеянием для выхода в свет. В 30-е же стала формироваться спортивная мода, большую популярность обретали удобные вещи неброских тонов, которые легко сочетаются друг с другом. Но эта тенденция противостояла другой: роскошь стиля ар-деко осталась символом великолепных 30-х. Дорогие ткани, изящные вышивки, невероятные силуэты – это было время футуризма в моде, но футуризма, обращенного в прошлое. Это была эпоха комбинаций прежде невиданных силуэтов, сочетания нарочитой сексуальности и прикрытой женственности. И конечно, эта эпоха стала временем господства аксессуаров, причем и в первом, и во втором стиле они были очень естественными. Как подчеркнуть изящество простого платья, если не с помощью броши или шали? Чем дополнить вечернее платье, если не головным убором из перьев диковинных птиц? И только голливудские дивы умели смешивать простоту и роскошь. А так как кинематограф становился все более популярным, это стирало различия между богатыми и бедными едва ли не сильнее, чем кризис. | || | | || |Следующая эпоха, близкая к кризисной, повторилась 30 лет спустя. Тогда дамы уже ходили в деловых костюмах, голливудская мода и ведущие дизайнеры диктовали стиль для большинства, и в протест им начала развиваться альтернативная культура. Позднее из нее выросли стиль хиппи и гранж, потертые джинсы и майки на три размера больше. В сущности, все мы живем в эпоху посткризисной моды, и каждый тренд нового сезона – лишь новый виток этой тенденции. С ростом экономических проблем будут развиваться те же два направления, что и раньше. С одной стороны, люди станут выбирать одежду более простую, качественную и универсальную, и смена гардероба каждый сезон станет уделом единиц. В крупных городах усилится смешение стилей: те, кто привык посещать только бутики pret-a-porter, начнут обращать внимание на простые бренды среднего класса; с другой стороны, дорогие вещи будут распродаваться по более демократичным ценам и станут более доступны. Но вызывающий гламур не уйдет так просто, еще долго мы будем видеть на моделях и в обычной жизни вычурные вечерние платья. Только стразы на них будут уже не такие дорогие. В лучшем случае их просто станет меньше. Интересная ситуация может сложиться на рынке вещей hand-made. Мы уже привыкли к тому, что изделия ручной работы очень дороги. Но в мире, когда проще станет переделать старую вещь, чем купить новую, собственноручно расшитые джинсы и рубашки перестанут быть экзотикой. То же можно отчасти отнести и к винтажным вещам. Исследовать бабушкины сундуки окажется не менее увлекательным и модным хобби, чем традиционный шопинг. Нельзя не порадоваться еще и тому, что многие новые тенденции и имена в мире моды возникали именно в кризисные периоды. Возможно, и этот не станет исключением. Родится ли новая Коко Шанель или мода лишь перейдет на следующий виток уже известной спирали – это мы увидим уже в ближайшем будущем. | || | | || |