Бизнес-коммуникации: выигрывает тот, кто улыбается
Недавно я была приглашена на одно из крупных московских предприятий для участия в деловой встрече: планировалось обсуждение деталей будущего сотрудничества. Солидный офис, красивая дорогая мебель, современный дизайн... Как говорится, все на уровне. Две молодые симпатичные женщины – руководитель PR-отдела и дама, проводившая предварительные переговоры. При встрече с ними я искренне улыбнулась, настроенная на доброжелательный, конструктивный разговор. А в ответ, как в песне поется, тишина. Два мрачных напряженных лица людей, готовых к жестокому бою. Агрессивное невербальное начало нашего общения продолжилось перекрестным допросом. Лишь после этого пошло обсуждение, для которого я, собственно, и приехала...
И эти люди хотят продвигать на рынке свою продукцию? Излишне говорить, что от сотрудничества с такими "профессионалами" пришлось отказаться.
Почему в России именно так принято вести дела? Считается, что переговоры обязательно надо проводить с лицом воина? Никогда не встречала подобного на Западе, где на любом уровне и при любых обстоятельствах – улыбка, позитив, открытость, желание понять и разобраться.
Когда люди улыбаются, их лицо делается несравненно красивее. Существует непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Если на душе скверно – улыбка будет страдальческой. Если хорошо – улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке.
<module_link id="link1"></module_link>
Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. И улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение.В жизни всегда имеется много проблем. С меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которые улыбаются.
Установлено, что если при плохом настроении заставить себя несколько раз улыбнуться, то, несмотря на вымученность улыбки, неожиданно почувствуешь облегчение.
Ну а уж если настроение хорошее, то тут его обладатель должен дарить улыбки направо и налево – и свое настроение поддерживать, и окружающим его преподносить.
Признанный не только в США, но и далеко за их пределами мастер психологии общения Дейл Карнеги в своем бестселлере "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" посвятил множество страниц обсуждаемой нами теме. Вот наиболее красноречивые строки из книги: "Не так давно я присутствовал на одном обеде в Нью-Йорке. Среди гостей была женщина, которая получила значительное наследство и страстно хотела произвести впечатление. Она израсходовала немалое состояние на соболей, бриллианты и жемчуг, но ничего не предприняла в отношении выражения своего лица. На нем так и было написано, что она вечно всем недовольна и эгоистична. Она не отдавала себе отчета в том, что известно каждому, а именно: выражение лица женщины гораздо важнее ее одежды..."
Дела звучат громче всяких слов, а улыбка говорит: "Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть"...
В одном из рекламных объявлений... содержится следующий образец безыскусственной житейской философии:
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности на работе и служит паролем для друзей.
Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!"
Японская пословица гласит: "Сильнейший тот, кто улыбается".
Улыбка – это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица "работают на улыбку", то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг посылается позитивный сигнал.
Владимир Кнорринг, академик Международной академии наук, специалист в области управления, в своем учебнике по менеджменту "Теория, практика и искусство управления" объясняет необходимость для руководителя быть приветливым, уметь правильно пользоваться таким универсальным механизмом, как улыбка: "В своей повседневной жизни, дома и на работе, душевный комфорт человека обеспечивается его реакцией на окружающий мир, умением поставить блокировки на пути негативных раздражителей. И если человек привыкнет быть постоянно приветливым, улыбчивым, желать ближнему своему того, чего и сам себе бы пожелал, то жизнь его будет, несомненно, счастливее..."
Приветливость и человеческое обаяние делают счастливее и самого человека, и окружающих его людей. Это – один из методов искусства управления, один из эффективных способов воздействия на личность и коллектив, непременная особенность талантливых и опытных руководителей. Доброе заинтересованное отношение начальника к своим подчиненным должно закрепляться не только улыбкой или теплым рукопожатием, но и искренним желанием способствовать их служебному продвижению.
Улыбка свойственна спокойным, уверенным в себе и в своей жизни людям, она красит и молодых, и старых, она – обязательный атрибут современного менеджера. Нужно учиться всему, в том числе и улыбке. И вообще, оглянитесь вокруг: как мало приветливых, улыбающихся лиц и как много хмурых и озабоченных...
<module_link id="link1"></module_link>
Кшиштоф Занусси, режиссер с мировым именем, в своем выступлении перед телезрителями подчеркнул, говоря об искусстве руководителя: "Плохой начальник не улыбается".
Помните, что сказано в пьесе Григория Горина "Тот самый Мюнхгаузен": "Серьезное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!"
Интернет-портал