Несмотря на кризис, услуги брачных специалистов востребованы как никогда. Мы решили выяснить, насколько эффективен подобный способ поиска супруга. Еще лет 15 назад термин "профессиональная сваха" в нашей стране не воспринимался всерьез. Образ докучливой бабки-сводницы из сатирического журнала "Фитиль" смешил не меньше, чем сама возможность доверить кому-либо тонкое и интимное дело – поиск супруга. В середине 90-х ситуация переломилась, и сегодня в Москве уже около 50 брачных агентств, а спрос на услуги "специалистов в области личных взаимоотношений" продолжает расти. Практически в каждом крупном городе есть брачное агентство, а то и не одно. Их клиенты – молодые (от 25 до 35 лет) женщины и мужчины, успешные во всех, кроме личной, сферах жизни. Визит в "офис Гименея" и "представительство Купидона" требует определенных финансовых затрат. По западным меркам они смехотворно малы: в среднем от полутора тысяч рублей за размещение фотографии и анкеты в банке данных агентства до 500 американских единиц за работу с индивидуальным консультантом. И это без расходов на стилистов, визажистов, психологов, фотографов и прочих мастеров, исполняющих роль доброй феи, которая превратила неказистую Золушку в распрекрасную принцессу. "Хорошая внешность – залог того, что клиентка недолго задержится в брачном каталоге", – считает Карина, консультант московского брачного агентства "Ассоль". Однако если природа не наградила тебя данными победительницы конкурса красоты, ты вполне можешь компенсировать этот недостаток, прибегнув к услугам специалистов – косметологов, визажистов и др. Как правило, у каждого брачного агентства есть специальная база контактов салонов красоты. Если клиент решит воспользоваться услугами именно этих центров, получит бонус в виде 50-процентной скидки на предоставляемые ими услуги в период предсвадебной подготовки. И все же работа над собственной внешностью и внутренним миром – еще не гарантия того, что тебе быстро найдут супруга. До марша Мендельсона доходит далеко не у всех. Карина, считающаяся самой профессиональной из трех сотрудниц агентства свахой, может похвастать всего лишь 11 заключенными с ее легкой руки браками. "Супруг через брачное агентство в сознании большинства – то же самое, что ребенок из пробирки. То есть нечто, что надо всячески скрывать", – подтверждает мне Елена, сотрудница другого брачного агентства "Настоящее". Возможно, львиную долю вины за сложившееся положение вещей можно списать на сравнительную молодость брачного бизнеса: первое такое официальное агентство появилось в Москве лишь в начале 90-х. Сейчас перечень услуг, предоставляемых брачными организациями, достаточно широк. Да и сам вид офисов некоторых агентств впечатляет. Мы общаемся в одной из рабочих комнат агентства "Настоящее", сильно напоминающей кабинет психоаналитика из американского кино: кожаные диванчики, столы и стулья без острых углов, фотографии отвлеченного содержания в аккуратненьких рамочках на стенах, выкрашенных в пастельные тона. Первое собеседование с клиентом – диагностическая процедура по выявлению характера, темперамента, жизненных установок клиента. После подробной беседы с консультантом клиент заполняет специальную анкету, где максимально откровенно рассказывает о себе и своих ожиданиях относительно личности потенциального супруга. Рассказы клиентов разнятся лишь незначительными нюансами. В общем же каждый из обратившихся в брачное агентство хочет обрести единомышленника, родственную душу. Брак и семья как таковые при этом не всегда выступают в качестве приоритетных целей. Некоторые клиенты, большую часть дня приносящие на алтарь божеству по имени Карьера, хотят найти кого-то, кто подставит им надежное плечо и поможет избавиться от комплексов Бриджит Джонс. Я разговариваю с клиенткой одного из агентств. Ирина (31 год) в браке никогда не состояла. Ее история стандартна для многих современных барышень. Образование, работа, нежелание связывать себя лишними обязательствами, карьерные перспективы и… бесперспективное одиночество. Главная проблема перешагнувших 30-летний рубеж – где познакомиться с такими же состоявшимися, готовыми к серьезным отношениям людьми? На улице? В ресторане? Во время стояния в многокилометровой пробке? Причем требования Ирины к мужчине своей мечты скромны: добрый, образованный, без материальных проблем. Я интересуюсь, есть ли какие-то пожелания относительно внешнего вида мужчины. Ирина отрицательно качает головой. Брачный специалист Елена утверждает: для ее клиенток внешность будущего партнера действительно особого значения не имеет, в отличие от клиентов-мужчин. Они, конечно, в брачные агентства приходят значительно реже женщин, но все же такое случается. Я интересуюсь у Елены, какие же требования чаще всего предъявляют мужчины к потенциальным невестам. "Описать идеал большинства мужчин можно в двух словах: порядочная модель". Это должна быть барышня, выглядящая как дива с обложки модного журнала, приходящая в восторг от рутинных домашних обязанностей и не претендующая на содержимое кошелька супруга. Вячеслав, клиент брачного агентства "Импульс", статный, с впечатляющей шевелюрой 33-летний холостяк, говорит, что на то, чтобы решиться переступить порог брачного агентства, ему понадобилось два года: "Я воспринимал брачный бизнес как аферу и спекуляцию на желании каждого человека быть счастливым, быть любимым. Кроме того, очень трудно признать свое поражение на личном фронте, особенно когда ты много чего достиг в работе, когда друзья считают тебя цельным, самодостаточным и успешным человеком". Вячеслав признается: когда он заключал договор с брачным агентством, то чувствовал себя неудачником, который пришел испытать последний шанс. Теперь все по-другому. Он ощущает себя современным человеком, использующим все имеющиеся возможности для разрешения своей проблемы: "Я хочу встретить свою единственную, самую-самую. Думаю, эта цель достижима, ведь теперь я борюсь за нее не в одиночку, а с командой профессионалов". Главное, как говорится, правильный расчет. В том числе и выбор достойного "представительства Купидона". Четыре признака хорошего брачного агентства: Использование IT-технологий (электронные базы данных, специальные программы, созданные именно для брачной сферы бизнеса). Наличие сотрудников со специальным образованием (психология, социология). Использование технологий защиты конфиденциальности личных данных клиентов. Обеспечение сопутствующих услуг (психологические консультации, фотограф, формирование имиджа). Этих свадебных тонкостей ты еще не знаешь! \>\>