Марка Paul Smith – столь же важная статья английского культурного экспорта, как викторианская мебель, брит-поп и романы Конан Дойла. Уроженец Ноттингема Пол Смит пришел к дизайну в силу трагической случайности. В 17 лет он мечтал только о том, чтобы стать велогонщиком, однако отец устроил сына посыльным в магазин одежды в родном районе. К тому же тяжелая травма навсегда положила конец спортивным амбициям подростка. Пол на полгода загремел в больницу, но нашел там новых друзей, а через них стал своим в тусовке студентов арт-колледжей. Проникшись обаянием творческой богемы, он проявил недюжинный интерес к работе. Удивленный хозяин магазина доверил Смиту закупки мужской одежды. Вскоре Смит начал изучать кройку и шитье, а также при участии будущей жены Полин Денье в 1970 году открыл на Бьярд-лейн первый магазин Paul Smith Vetement Pour Homme. Заведение работало лишь два дня в неделю, а первая прибыль составила два фунта. Однако магазин Смита стал единственным английским бутиком за пределами Лондона, где можно было купить Kenzo и Margaret Howell. Кроме того, в его витринах появлялись вещи, которые местные мастера делали по эскизам самого Пола. Уже тогда дизайнер вдохновлялся классическим британским стилем. Рубашка сотрудника английской почты и ноттингемский твид уживались с американскими джинсами и сшитыми на заказ костюмами синих и зеленых оттенков. Сам Пол Смит, кстати, одевается именно так: «Для меня труднее всего оказалось найти оправдание своему статусу дизайнера, ведь я делал очень простую одежду. В конце концов я решил выпускать только то, что сам хотел носить. Качественную, добротно сделанную одежду простого кроя, из интересных тканей, удобную в носке. Без всякой ерунды!» Бренд Paul Smith официально появился на свет в 1976 году. Тогда же Пол Смит впервые представил коллекцию в Париже и приобрел помещение бывшей пекарни в Ковент-Гарден, но целых два года не мог переоборудовать его в магазин: не хватало средств. Наконец, опрятный бутик в духе Ле Корбюзье открылся. Помимо одежды дизайнер выставил в нем массу простых, но необычно выполненных предметов, которые тоже можно было при желании приобрести: записные книжки, ножи для очинки карандашей, ручки и прочие находки путешественника. В новом помещении появились японские гаджеты, игрушки, раритетные издания книг и комиксов.К середине 1980-х харизматическийстиль, сочетающий в себя мягкое чувство юмора и безупречный крой Paul Smith, правил на международных рынках столь же уверенно, как Британия – на морях. Пол Смит подписаллицензионное соглашение с японской компанией Itochu (Страна восходящего солнца досих пор остается важным стратегическим направлением дизайнера), а в 1987-м первый магазин бренда открылся в Нью-Йорке.Формула Смита – classic with a twist («классикас вывертом»): «Я беру элементы высокогостиля – ручную работу и прочее – и сочетаюих с чем-нибудь забавным. Например, дорогой костюм – с джинсовой рубашкой. Или украшаю мужские сорочки флористическими принтами, которые беру со старинныхпакетов для семян. Расцвечиваю жакет безупречного кроя ярким шелком и заказываюсвитер с V-образнымвырезом в самой сумасшедшей гамме». Американский фантаст Уильям Гибсонописывает творческий метод Пола Смита в свойственной ему манере: «Словно бывнутри у него есть улица старьевщиков Хаундсдитч – не музей, а огромнаяраспродажа с несчетными предметами, где все артефакты его нации и культурыпостоянно обмениваются кодом». В 1990 году запустилась детскаяколлекция марки, в 1993-м – женская. Насегодняшний день у Paul Smith в общей сложности насчитывается 12 линий, включая ароматы, часы и мебель.Коллекции создаются в Ноттингеме и Лондоне, а производятся по большей части вАнглии и Италии из британских, итальянских и французских тканей. В 1995 годулондонский Музей дизайна открыл ретроспективу 25-летней работы дизайнера подназванием «Истинный британец». Это была первая экспозиция, посвященная одномумастеру. А 2000 году королева Елизавета IIпосвятила Смита в рыцари. При том, что Пол Смит – звездамирового значения, чьи коллекции продаются в 35 странах мира, он остается очень открытым и практичнымчеловеком. Регулярно посещает своимагазины, беседует с покупателями, подписывает покупки. Возможно, поэтому попродажам он обходит любого европейского дизайнера, а его магазины нередкоиспользуются в качестве площадки для выставок молодых художников или, скажем,винных дегустаций. «Одежда помогает людям неспрятать свой характер, а выразить его, –уверяет Пол Смит. – Именно поэтому средимоих клиентов столько творческих людей:они это ценят. В этом разница между денди и щеголем. Денди выглядит тем, кем он является. А щеголь ищетвнимания. Paul Smith создан для денди».