Из кино на подиум: от "Голубого Ангела" до "Ангелов Чарли"
С тех пор, как в начале ХХ века на свет появился кинематограф, кино и мода ведут себя, как две девочки-подружки: заимствуют друг у друга идеи, "меняются" одеждой и советуют другу другу, как лучше сделать макияж. И обе лучше всех знают, что и как носить!
Первые открытия
Новорожденный кинематограф был в основном документальным, поэтому первое десятилетие, с которого началась дружба между модой и кино, – это 20-е годы. Кино мгновенно ввело моду на новый тип женщины: модная девушка как бы бесплотна, обладает фигурой мальчика, ее короткие волосы лежат идеально правильными волнами, а глаза ярко подведены. Фильмов в те времена выходило немного, зато авторитет кинематографа был абсолютным: новоявленный диктатор не терпел отступления от стандартов, поэтому на групповых фотографиях тех лет женщины похожи друг на друга, как танцовщицы из кордебалета.
Тридцатые годы принесли с собой немыслимое количество инноваций. Кинематограф окончательно определился со своим имиджем: отныне и навсегда он будет цветным и "говорящим". Кино 30-х оказало значительное влияние на последующее развитие кинематографа и мировой культуры в целом. В это десятилетие на экраны вышли такие знаковые картины, как: "Кинг-Конг" (именно по нему сделал свой ремейк Питер Джексон), первый по-настоящему популярный анимационный фильм "Белоснежка и семь гномов" и, конечно, "Унесенные ветром" – фильм, мгновенно ставший культовым.
В знаменитом "Голубом Ангеле" Марлен Дитрих открыла миру божественный облик, ставший эталоном красоты на всю последующую декаду века. Кстати, Любовь Орлова в появившемся чуть позже фильме "Веселые ребята" ловко адаптировала этот стиль в советском кинематографе. Выщипывать брови в тончайшую ниточку, красить волосы в платиновый цвет и делать перманент – становится необходимым условием стильной внешности тех лет.
Не стоит забывать об одной важной – как для кино, так и для моды – героине по имени Технология. В 1938 году был изобретен нейлон. Представьте себе, как это повлияло на создание новых тканей, не говоря уже о том, что нейлоновые чулки, не в пример шелковым, очень скоро стали доступны буквально всем!
Вторая мировая война заставила весь мир напряженно сжаться, но в то же время дала импульс развитию новых технологий: например, именно тогда вискозный рэйон, или искусственный шелк, получил широкое применение. Женщины, вынужденные сменить мужчин у станков на производстве, подхватили моду на новую прическу "помпадур": волосы закалывались элегантными валиками, открывая лоб и гарантируя безопасность работающей женщине. Как нетрудно догадаться, и эта мода пришла из кино.
В 1947 году, как бы в награду за пережитые бедствия, Кристиан Диор вводит в моду new look: силуэт характеризует осиная талия и очень пышная юбка длиной до середины икры. Эта совершенно непрактичная модель тоже обязана своей популярностью кинематографу, где, строго говоря, она была куда более уместна, чем в реальной жизни.
Золотой век
Пятидесятые вихрем внесли массу событий в реальной жизни: начало "холодной войны" и запуск первого спутника Земли, успешное возвращение в моду Коко Шанель и первые записи Элвиса Пресли... Это также время появление новых, и очень востребованных, волокон: акрила, полиэстера и спандекса. Кино ответило реальности только одним, но очень точным броском: явило на экраны Мерелин Монро. Да, Элизабет Тэйлор, Бриджит Бардо и Софи Лорен стали звездами кино в то же время – но только Мерелин Монро стала иконой. Созданный ею имидж кажется очень простым, что приводит к постоянному подражанию (среди неустоявших, например, Мадонна, Гвинет Стефани и Скарлет Йоханссон), однако уж сколько лет он остается неповторимым – и непревзойденным!
Одри Хепберн – звезда того же времени, но совершенно другого плана: она до сих пор считается эталоном подлинной элегантности. В 1953 вышел фильм "Римские каникулы", который стал триумфальным дебютом для юной Одри. За ним последовали новые успешные фильмы, в которых очаровательную звезду всегда одевал молодой французский модельер Юбер Живанши. Оба – и Муза, и Мастер – навсегда останутся в истории как кино, так и моды как создатели безупречного стиля.
Шестидесятые , время рок-н-ролла, "Битлз" и сексуальной революции, с миниюбками от Мэри Куант и высоким стилем от Жаклин Кеннеди...Сотканные из противоречий, 60-е произвели на свет столь же неоднородное кинонаследие. Это время столь разных фильмов, как "Клеопатра" (теперь понимаете, откуда пошла мода на тяжело подведенные глаза?!) с одной стороны, и "Беспечный ездок" – с другой. Кроме того, впервые в истории американскому кинематографу пришлось потесниться: итальянские режиссеры, такие как Висконти, Антониони, Феллини, Пазолини вышли на мировую киноарену, и, разумеется, привнесли настроение европейской рефлексии в моду.
Но и это еще не все: в 60-е стартует серия фильмов о суперагенте 007, Джеймсе Бонде. Само собой, у супергероя есть девушка, и теперь каждый новый фильм бондианы публикует новый модный женский облик, на который с удовольствием равняются все девушки планеты! Эта декада богата женскими образами как никогда, но мы отметим только два из них, полярно противоположные. В 1964 году выходит музыкальный фильм "Шербургские зонтики" (музыка Мишеля Леграна), в котором образ трогательной и беззащитой героини создает юная Катрин Денев. В 1968 году в фантастическом фильме "Барбарелла" Джейн Фонда открывает новую эру: ее героиня – сексуальная, независимая, даже агрессивная. Эти два образа прекрасно отражают изменения роли женщины в обществе, несомненно повлекшие за собой и изменения в манере одеваться.
Интересно отметить безграничное влияние моды на кино того времени: в романтических фильмах об Анжелике, маркизе Ангелов, или даже в таком серьезном фильме, как "Война и мир" Бондарчука грим и прически героинь имеют отношение скорее к моде 60-х, чем к соответствующей исторической эпохе! Насыщенные шестидесятые до сих пор являются бездонным кладезем для модельеров, которые возвращают нам то стиль хиппи с неизменными цветами, то типичный макияж того времени – ярко подведенные глаза с обязательными накладными ресницами а-ля Одри Хепберн или Элизабет Тэйлор, то "космический" стиль, начавшийся с костюмов Пако Рабанна для "Барбареллы".
В ожидании нового чуда
На семидесятых , словно на детях гения, природа решила отдохнуть. Кино и мода не принесли нам такого изобилия новинок, как это было в 60-х. Однако Сильвия Кристель в "Эммануэль" показала, как носят одежду колониального стиля, "Лихорадка субботнего вечера" ввела в моду тонкие, струящиеся, сексуальные ткани, а первый вариант "Ангелов Чарли" открыл новую прическу, летящий каскад волос, оставшийся в моде почти на целое десятилетие.
В восьмидесятых женщинам всего мира пришлось носить пиджаки с огромными плечами и закатанными рукавами – "подарочек" от создателей "Династии", популярнейшего американского сериала. Эта была своего рода наивная мимикрия для женщин, начавших делать карьеру наравне с мужчинами.
Кино девяностых соединило в себе все стили предыдущих десятилетий: от "Титаника" до "Людей в Черном", от "Парка Юрского периода" до "Миссия невыполнима", от "Криминального чтива" до "Ноттинг Хилла", однако трудно сказать, что именно пришло в моду из фильмов этого периода. Возможно, дело в том, что граница между иллюзиями кино и реальностью жизни, как, впрочем, и между подиумом и улицей, постепенно размылась, стала не такой очевидной?