Сейчас ее имя о чем-то говорит только знатокам высокой моды. А с 30-х по 50-е годы XX века эта эксцентричная итальянка была главным диктатором модных тенденций. Девочка из богатой семьи, аристократка по происхождению с хорошим образованием, полезными связями, выросшая без родительской любви… Эльза Скиапарелли родилась 10 сентября 1890 года в семье итальянских аристократов с богатой родословной. Девочка была некрасива и часто раздражала учителей и мать своими эксцентричными выходками и подвижностью. Однажды она решила посадить на своем лице цветы: насыпала семян даже в уши и в нос и чуть было не задохнулась. Позже под впечатлением от библейских рассказов Эльза решила пойти по воде аки по суху – с не менее двусмысленным результатом. Но такое поведение вовсе не было дерзостью: Эльза чувствовала холодность родителей и пыталась доказать свою любовь к ним. Ее отец, Эрнесто Скиапарелли, один из крупнейших археологов конца XIX – начала ХХ века, был страстно увлечен Востоком, а предками матери были египтяне. Стараясь порадовать родителей, маленькая Эльза прилежно изучала языки, итальянскую историю, культуру, восточное искусство. Увлекшись идеями Леонардо Да Винчи, Эльза соорудила парашют из зонтика и… приземлилась на розовую клумбу под окнами родителей. Это стало последней каплей для утонченной матери, и девочка отправилась на обучение в закрытый католический пансион в Швейцарии. Эльза была не в обиде. Она продолжала блестяще учиться и шокировать окружающих. Через несколько лет обучения в пансионате у нее обнаружили рукописи стихов собственного сочинения, содержание которых расходилось с общепринятой католической моралью. Стихи о страсти, плотской любви и даже с намеками на лесбийские связи сделали свое дело – 14-летняя Эльза вылетела из пансионата и выпустила поэтический сборник. Ей прочили большое будущее в поэзии, но никакой талант не помог девушке вырасти в глазах собственной семьи. Разрыв произошел после того, как она сбежала из дома, чтобы учиться и путешествовать. Она посетила Нью-Йорк, Лондон и Париж. Однажды она получила приглашение на бал – впервые в жизни, но денег на наряд у нее не было. Платье Эльза соорудила из куска синей ткани. Она не умела кроить и шить (и в будущем так и не научилась), поэтому просто обмотала ткань вокруг себя на манер греческой туники. Платье вызвало восторги гостей, но Скиапарелли так и не раскрыла имя автора. Этот случай мог бы стать точкой отсчета в «модной» жизни Эльзы, если бы не ее очередное увлечение, закончившееся свадьбой…Скиапарелли вышла замуж за графа Уильяма де Керлора, известного лектора-богослова, а также картежника, кутилу и ловеласа. Но об этом «приданом» Эльза узнала позже, когда супруги перебрались в Нью-Йорк. Там у Эльзы родилась дочь с церебральным параличом, и граф де Керлор оставил семью. Эльзе помог педиатр ее дочери. Именно он познакомил ее с Габриэль Пикабиа – бывшей женой парижского художника–абстракциониста Франсиса Пикабиа. Та собиралась открывать бутик парижской моды и наняла Скиапарелли в помощницы. Через некоторое время Эльза перехала в Париж в надежде открыть свое дело в столице моды. Однажды к Эльзе зашла на чай приятельница, одетая в простой, но яркий вязаный свитер: на черном фоне был выполнен белый бант. Эльза выяснила, что дама приобрела свитер у армянки из пригорода, которая вяжет их на продажу на местном рынке. Отправившись по адресу, Эльза выпросила у женщины рисунок вязки и освоила вязание только ради этого свитера! Это упорство принесло Эльзе вознаграждение: заказы на такой же свитер посыпались от подруг, знакомых и знакомых подруг! На вырученные деньги Эльза открыла небольшое ателье и наняла профессиональных вязальщиц и швей и начала творить. Вскоре на ее свитерах появились восточные и африканские узоры, геометрические рисунки, абстракции – все то, чем была так увлечена сама Эльза. Сенсацией стал узор, выполненный в виде моряцких татуировок. Вскоре ее небольшое ателье превратилось в настоящий модный салон, а саму Скиапарелли парижане ласково окрестили Скьяп. И вот в 1928 году в Париже открывается магазин Sciaparelli – Pour le Sport («Все для спорта»). Одежду для гольфа, тенниса, пляжного отдыха и верховой езды отличало то, что ее запросто можно было надеть на званый завтрак, вечеринку или просто прогулку, что позволяло сэкономить на нарядах в канун назревающей Великой депрессии. Европейцы уже не могли позволить себе былые траты, а оптимистка Скьяп предлагала своим клиенткам костюм из шести предметов, который сам мог составить полный гардероб. Но коньком Эльзы стали яркие аксессуары, которыми можно было освежить любой старый наряд: шляпки-туфельки, шляпки с рогами, брошки и подвески в виде насекомых, перчатки с наклеенными ногтями… Женщины приходили к Эльзе как к фее, ожидая чудесного преображения, и она не могла разочаровать клиенток.После Великой депрессии Эльза открыла свой магазин в Лондоне , а затем у нее появилиcь поклонницы и за океаном. Среди ее клиенток числились Грета Гарбо, Мэй Уэст и Марлен Дитрих. В 1936 году Эльза взорвала мир розовым. Shocking pink стал ее фирменным цветом. Розовыми были и шляпки, и губная помада, и флакончики духов. Вскоре руководство Голливуда подписало с итальянкой контракт на создание костюмов для кинокартин. Примерно в этот же период подобный контракт был расторгнут с… мадемуазель Коко до Шанель. Ее платья невыразительно смотрелись на экране! Накануне Второй мировой войны в мире моды развернулась другая битва. Коко Шанель предлагала дамам маленькое черное платье и строгий силуэт а-ля гарсон, Скиапарелли играла с материалами, цветами, аксессуарами. Эльза предлагала сочетания пурпурного, алого и оливкового, отделывала бирюзовый жакет кантом цвета бургундского вина, вечернее платье сочетала с ярко-красными чулками, а на розовом фоне рисовала зеленый узор. Она использовала для своих моделей мешковину, мех обезьяны и солому. Скиапарелли активно привлекала к работе над коллекциями сюрреалистов. Узоры для платьев ей создавали Жан Гюго и Сальвадор Дали. Кстати, вместе с последним Эльза создала знаменитый диван в форме губ. В войну Скиапарелли создавала одежду для новых условий: комплект для бомбоубежища, комбинезон для прогулок во время бомбежек, костюм для выходов на разбомбленные улицы. Шанель на дух не переносила эту вульгарщину, а аристократка Скьяп язвила в адрес выскочки и бывшей содержанки Коко. Однажды, пригласив Эльзу на ужин, Шанель выкрасила белой краской ее стул. А в рисунках на платьях Скиапарелли некоторые узнавали карикатурное изображение Коко. Коко редко называла соперницу по имени, предпочитая «та итальянка, что делает платья». Примирил соперниц после войны Кристиан Диор. Его свежие идеи и «новый силуэт» отодвинули обеих дам на второй план. Обе были вынуждены распродавать свои Дома моды. Эльзе удалось уйти элегантно. Она второй раз вышла замуж, родила еще двоих дочерей, переехала с семьей в Тунис, издала мемуары и лишь изредка напоминала о себе. Скончалась Эльза в возрасте 82 лет в Париже, пережив свою закадычную соперницу Коко на два года. Эльзу Скиапарелли похоронили в шелковом костюме цвета фуксии.