Dior: национальное достояние международного масштаба
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Основатель одного из влиятельнейших домов в истории haute couture родился в 1905 году в Нормандии. С юных лет Кристиан Диор питал интерес к искусству, однако по настоянию родителей окончил школу политических наук и мог бы стать дипломатом, если бы рисование не увлекало его куда больше саммитов и коммюнике. В конце 1920-х на деньги отца Диор открыл арт-галерею, где выставлял картины Пикассо и Матисса. И хотя экономический кризис подписал заведению смертный приговор, Диор не терял оптимизма. Кристиан сотрудничал с Робером Пиге, сочинял эскизы платьев и шляпок, работал иллюстратором в Le Figaro. Отслужив в армии, в 1942 году он устроился в дом мод Люсьена Лелонга. На пару с Пьером Бальманом они одевали жен нацистских офицеров и французских коллаборационистов. В октябре 1946 года Кристиан, человек крайне суеверный, нашел на улице металлическую звезду и счел это добрым знаком, после чего убедил текстильного магната Марселя Буссака вложиться в новый бренд. Буссак, богатейший человек Франции, подошел к проекту амбициозно: новый дом должен был стать воплощением совершенства. Вопреки репутации педанта, склонного контролировать все и вся, он дал Диору полную творческую свободу: в его талантах «король хлопка» не сомневался.
В феврале 1947 года в Париже по адресу авеню Монтень, 30 Кристиан Диор представил первую весенне-летнюю коллекцию на шести манекенах. Очевидцы исторического события писали, что «присутствовали при настоящей революции». Линии Coroll и Huit с легкой руки главного редактора Harper's Bazaar окрестили new look. Образ и вправду казался радикально новым: за военные годы главным трендом – по очевидным причинам – стали аскетизм и практичность. Диор же барским жестом тратил на свои платья по
Вдохновенный художник и хваткий бизнесмен, Диор стремительнорасширял свою империю. Эстетика марки покоряла не только владельцев газет ипароходов: женщины, которые не могли себе позволить вещи haute сouture, копировали модели Dior вдомашних условиях. Дом сыграл на опережение и запустил более доступные линии pret-a-porter.Бутики дома открылись в Нью-Йорке, Лондонеи других мировых столицах.
В 1950 году генеральный менеджер Dior Жак Руэ разработал программулицензирования: логотип марки теперь украшал десятки аксессуаров, включаягалстуки, шляпы, перчатки, белье, аксессуары. Коллеги по Палате мод Францииосудили дом:дескать, негоже идти на поводу у масс и пускать образ высокой моды в тираж, ноименно лицензии принесли Dior баснословные барыши и долгосрочную популярность.Другие крупные дома моды в течение трехлет взяли эту стратегию на вооружение, лишний раз доказав ее эффективность.
В 1957 году Кристиан Диор умер –от очередного инфаркта. По иронии судьбы он как раз отправился поправлятьздоровье в Италию. Это официальная версия. По неофициальной, рыцарь иголки и мелка скончался во время сексас двумя любовниками. С момента основания марки прошло всего десять лет, нофамилия Диор успела стать, как писали критики, «синонимом вкуса и роскоши».Смерть основателя повергла модную империю в хаос. Руэ назначил новымарт-директором дома 21-летнего Ива-СенЛорана, которого нанял два года назад сам Диор. Это неединственный гений моды, прошедший практику в Dior: первым закройщиком брендастал Пьер Карден, который к этому времени уже успел запустить свою марку. Лоранпродолжил изысканный стиль Диора, смягчив его и облегчив. Поначалу молодогомастера славили как национального героя. Окрыленный успехом, дизайнер позволилсебе эксперименты. Его «цыганскую» коллекцию 1960 года критики встретили в штыки,а Буссак с радостью спровадил опального художника в армию. Место Лорана занялМарк Боан – еще один протеже Диора, который продолжил сочинять элегантные идаже простые на первый взгляд вещи. Дом, как писали журналисты, был спасен, а впоклонницах боановского slim look числили себя Грейс Келли и Марлен Дитрих.
В 1970-е Dior изрядно трясло: трудности переживал бизнесБуссака, который потерял лидирующие позиции на рынке текстиля. Государствовложило в компанию около 200 млн долларов, но это не спасло ее от банкротства.В 1984-м группа инвесторов во главе с Бернаром Арно приобрела разорившуюсяфирму за символическую сумму в 1 франк. Под руководством Арно дом Dior вернулся к вершинам,превратившись в одну из крупнейших марок планеты. Одержимый идеей создатьимперию люкса, в 1990 году на прибыли Dior Арно купил контрольный пакет Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH) и соорудил гигантский концерн,специализирующийся на предметах роскоши.
На место Боана пришел ДжанфранкоФерре. Итальянский дизайнер отказался от романтических традиций в пользу строгихи сдержанных силуэтов. Старая гвардия сетовала, что люкс становится уделомнуворишей, но прибыли марки неуклонно росли. Тонущий континент Dior поднимался к солнцуславы.
Новая страница в истории марки открылась в 1996 году, когда Арно утвердилна должность арт-директора дизайнера Джона Гальяно. Пуристы не скрывалинегодования: Dior – национальное достояние, своего рода Эйфелева башня, и чтобы еюруководил какой-то британец?! Однако Арно заявил, что у «таланта нетнациональности», к тому же стиль Гальяно очень близок Диору: «Он потрясающе умеет сочетать романтику,женственность и современность, а именно это олицетворяет женщину». Британскийгость превратил модные показы в праздник непослушания. По подиуму прогуливалисьмодели, одетые в газеты, бумажные пакеты или BDSM-атрибутику.Дерзостями дело не ограничивалось: Гальяно ставил на вечерние наряды, броскиеукрашения и богатую отделку. Метод британцаизрядно освежил образ бренда.Конец десятилетия ознаменовал запуск ювелирной линии под руководством Виктуара де Кастеллан.
В 2001 году Christian Dior Couture доказал, что маркаможет покорять не только дам, но и вообще всех. Эди Слиман, зарекомендовавшийсебя на посту дизайнера Yves Saint Laurent, представил в 2001 году первуюколлекцию Dior Homme,которая снискала фантастическую популярность. Метросексуальный образ судовольствием примерили Мик Джаггер, БрэдПитт и масса рок-звезд. Через пять лет, в юбилейном 2007-м, Слимана сместилКрис Ван Аш.
Сегодня Dior – это около 160бутиков по всему миру и прибыль в 18 млрд евро в год. Волшебную формулу, накоторой держится этот гигант, сформулировал еще 60 лет назад сам Кристиан Диор:«Тайна красоты – в пикантности. Без нее ни одна красота никого не привлечет».