Изменив мир моды около столетия назад, марка Chanel остается знаковой для истории женского костюма, а вещи этой марки – желанными для всех женщин мира. Габриель Шанель родилась в 1883 году во Франции в бедной семье. Она всегда с восторгом наблюдала за жизнью обеспеченных людей, однако наряды дам высшего света казались ей чересчур перегруженными деталями. У нее было свое видение того, какой должна быть модная одежда: удобной и элегантной, заимствующей многочисленные элементы мужского костюма. При поддержке богатого поклонника в 1912 году Шанель открыла свой первый бутик в Довиле. Изначально в магазине продавались только шляпки. После небольшого перерыва, связанного с Первой мировой, в 1919 году Шанель открыла дом моды в Париже на улице Камбон. Амбициозной Габриель было недостаточно магазина шляпок, но она не имела права изготавливать женские платья, так как не была профессиональной портнихой. Ее спасла изобретательная выдумка: она начала шить одежду для женщин из джерси – ткани, которая прежде использовалась только для пошива мужского нижнего белья. Шанель не затрудняла себя созданием макетов на бумаге, она просто надевала ткань на модель и «редактировала» одежду прямо на ней. Главное, чего она хотела добиться, – удобство. Изобретения Шанель в мире женской моды были поистине революционны. Платье-рубашка, пляжная пижама, сумочка на длинной цепочке – все это одни из первых решений Коко Шанель, которые были одобрены французами. С ее легкой руки женщины стали сочетать элегантные свитера из шерсти пастельных тонов с драгоценностями. «Мода – это забавная идея… и ее нужно расходовать как можно скорее», – говорила она. В 1921 году появились знаменитые духи Chanel №5. Их придумал русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо. Это был первый сложный аромат для женщин – синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка. Коко также популяризировала маленькое черное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от сопутствующих аксессуаров. Первые черные платья Chanel шились из крепа, длиной они были до колен, а узкие рукава шли прямо до запястий. В 1926 году американский журнал Vogue приравнял маленькое черное платье по универсальности и популярности к автомобилю Ford.Несмотря на огромный успех моделей Шанель, в 1939 году, с началом Второй мировой войны, Коко закрыла все бутики и дом моды. Но в 1954-м 71-летняя Габриель вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию haute couture. Усовершенствованные классические модели вновь снискали славу спустя 15 лет. Костюм от Шанель стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели огромный успех. В 1950—1960-е годы Шанель сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала Одри Хепберн и Лиз Тейлор. Коко Шанель создавала сценические костюмы и наряды для звезд Голливуда. Ей принадлежат идеи сочетать твид и тюль, использовать в одежде «траурный» черный цвет, ставший фирменным знаком дома Шанель. После смерти мадемуазель Коко дом Chanel возглавил Карл Лагерфельд. Он эмигрировал в Париж из Германии в 1953 году, а уже в 1955-м (ему было всего 22 года) начал работать на известного модельера Пьера Бальмана. Позже он придумывал коллекции для Chloe и Fendi (логотип бренда нарисовал тоже Карл) и какое-то время работал художником театральных костюмов. А в 1983 году его пригласили в Chanel. В своей работе Карл свято следовал заветам своей предшественницы. За цветовым минимализмом проступал узнаваемый почерк мастера. Главные цвета были традиционны для Chanel: черный, белый, благородный серый, серебристый, пастельные, «пыльные» тона розового, голубого, фиолетового. Простые линии, архитектурные силуэты, фактурные ткани – все это Chanel.Поклонникам казалось, что ожила сама Великая Мадемуазель, настолько точно Лагерфельд уловил настроение и дух одного из самых знаменитых модных домов мира. Классические костюмы Шанель в исполнении Лагерфельда остаются прежними, лишь добавляется какая-то неожиданная деталь: например, пушистый мех, непривычная длина рукава «три четверти» или необработанный край со свисающей бахромой. Еще одна оригинальная идея – рукава и манжеты, переплетенные из шелковых нитей а-ля парик английского судьи. Лагерфельд привнес в Chanel новое ощущение свободы и современности, чуткости и непоколебимости. В 1983 году Лагерфельду поручили линию высокой моды, а в 1984-м – все направления готовой одежды. В 1991 году в Chanel пришла Мартин Удэ – возглавлять ателье haute couture. Большинство покупателей Chanel никогда не слышали ее имени. Но именно она превращает эскизы Лагерфельда в платья принцесс. Она всегда с нетерпением ждет набросков моделей Карла Лагерфельда для очередного сезона. «Каждый раз я думаю: что же он нам приготовил на этот раз? И каждый раз это потрясение», – говорит она. Иногда Лагерфельда упрекают в том, что его классические жакеты сшиты из грубых «старушечьих» костюмных твидов, а обилие теплых трикотажных вещей подтверждает его нацеленность на гардероб пожилых европеек. Но Лагерфельд невозмутим перед лицом критиков и заявляет, что если бы он был не прав, клиентки не выкладывали бы по две с половиной тысячи долларов за платье. Что же касается самих клиенток, то они считают, что с приходом Лагерфельда дом Chanel значительно помолодел. Длина многих моделей укоротилась, и в этом прослеживается странная закономерность: чем короче юбка, тем ниже каблук, вплоть до его полного отрицания. Это придает всему облику в стиле Шанель совершенно новое звучание. Вечерние туалеты , созданные Карлом, поражают глубокими цветами и богатой фантазией. Но и в этом он не противоречит Коко Шанель, а идет в заданном ею направлении. Ведь она говорила, что интересной можно быть в любом возрасте, важно лишь вовремя подменить молодость таинственностью. А в этом Лагерфельду нет равных!