Фата как свадебный аксессуар пришла к нам из восточной культуры еще в древние времена и не выходит из моды до сих пор. Фата – древний символ невесты. Полагают, что этот брачный женский головной убор родом с Востока, из тюркской культуры. В русский язык слово «фата» пришло из древнеиндийского языка санскрита, где означало просто «ткань». В традиционном свадебном обряде многих народов мира фата служила не для украшения, а для защиты новобрачной. Плотное темное покрывало или платок прятали лицо невесты и до пят окутывали ее фигуру, оберегая семейное счастье молодоженов от сглаза завистливых людей и козней злых духов. Фата скреплялась изящным металлическим обручем, кожаным ремешком или цветочным венком. Венок из белых роз олицетворял любовь, из стеблей молодой травы – верность, из плюща – жажду быть вместе, из бутонов апельсинового дерева (флердоранжа) – невинность. Снять фату можно было только после свершения ритуала бракосочетания, в доме мужа. Если покрывало с лица невесты убирали супруг или его мать, считалось, что молодая согласна во всем повиноваться мужу. Если же невеста сама сбрасывала фату, она заявляла о том, что хочет быть в семейных делах наравне с супругом. Извечное женское стремление к красоте смягчило общественные нравы, и фату стали шить из прозрачных воздушных материалов: шелка, кисеи, тюля и кружев. Каждая эпоха вносила в облик этого свадебного аксессуара что-то свое. Античные невесты украшали покрывала золотыми и серебряными нитями. Древние гречанки выходили замуж в фате желтого цвета, древние римлянки предпочитали цвет силы и страсти – красный. Белая фата в европейской свадебной традиции появилась в IV веке под влиянием раннего христианства. Этот цвет символизировал скромность, непорочность и благословенность новобрачной. Белый цвет фаты стал особенно популярным в Старом Свете благодаря крестовым походам XI–XIII веков. Рыцари переняли некоторые иудейские обычаи, и среди них тот, согласно которому в день свадьбы невесту следовало передавать жениху укутанной в белоснежное покрывало.У современной новобрачной есть выбор – надевать фату либо дополнить образ чем-то другим: тиарой или диадемой, шпильками или заколкой, лентой или бусами, живыми или искусственными цветами. Однако фата по-прежнему актуальна, свадебная мода никогда не оставляет своим вниманием этот аксессуар. Трендом текущего года стала классическая фата, простота которой выгодно оттенена оригинальной «изюминкой»: кружевом, монограммой с инициалами невесты, декоративной атласной окантовкой, вышивкой, стразами, плиссированными или необработанными краями. Ведущие дизайнеры мира уже предложили свои идеи для невест на два предстоящих сезона. В коллекциях Jean-Paul Gaultier, Christian Lacroix и Elie Saab новобрачная сезонов осень–зима 2009/10 и весна–лето 2010 предстает как сказочная принцесса в пене белого кружева, нежного атласа и воздушного тюля или блистает, как роскошная драгоценность, в элегантном наряде, расшитом блестками, жемчугом, искусственными и настоящими бриллиантами. А что же фата? Кристиан Лакруа добавил к платью в византийском стиле пышную каскадную фату из белоснежного полупрозрачного тюля, увенчанную короной. Ливанский дизайнер Зухаир Мурад (Zuhair Murad) предложил длинную прозрачную летящую фату, которая подчеркивает романтичность момента и придает невесте колдовскую, как у морской сирены, сексуальность. Жан-Поль Готье экспериментировал с формой и отделкой: его фата напоминает то купол, отороченный мехом, то облако из плиссированного тюля. Эли Сааб дополнил свадебный наряд модели объемной вуалью, а Джорджио Армани превратил фату в легкий берет из органзы с россыпью мелких кристаллов.Какой быть фате, решает сама невеста. Однако не будет лишним прислушаться к рекомендациям профессиональных стилистов. Обязательно покупайте фату вместе с платьем либо, если наряд уже приобретен, возьмите с собой образец его ткани, чтобы подобрать к нему подходящую по фактуре и цвету фату. Определитесь с длиной фаты, учитывая собственный рост и комплекцию, форму свадебной прически, длину и фасон платья. Фата-шлейф хорошо сочетается с мини-фатой: после торжественной церемонии в церкви или загсе можно снять длинный слой и оставить для вечеринки удобный короткий. Многоярусная каскадная фата добавляет роста, но слишком объемный ее вариант выглядит тяжело на хрупких невысоких невестах. И еще такая фата не рекомендуется, если новобрачная выше жениха. Фата длиной до талии или чуть ниже плеч с насыщенной декоративной отделкой по низу (атласная лента, окантовка, плотная вышивка) «разбивает» силуэт невесты горизонтально и зрительно делает ее меньше ростом. Закрывающая лицо фата спереди должна достигать уровня груди или локтей, а сзади ее длина может быть абсолютно любой. Если свадебное платье имеет декольте, к нему подойдет фата чуть ниже или выше линии выреза, но не вровень с ним. К роскошному подвенечному наряду следует подбирать фату без излишних украшений, а с простым элегантным платьем сочетается и скромная, и богато расшитая фата. Отделка фаты может не совпадать с отделкой наряда, но это не должно нарушать целостность образа. Так, пайетки и стразы на фате будут дисгармонировать с платьем, украшенным жемчугом. Не забудьте фату, отправляясь делать пробную прическу. Такая «примерка» поможет в спокойных условиях оценить сочетаемость укладки и аксессуаров (фаты, венка, гребней, заколок), выбрать способ закрепления фаты в волосах. Издревле и по сей день количество поводов надеть это воздушное чудо до смешного мало. Так стоит ли отказываться от фаты в собственном свадебном наряде?