Эмансипированные деловые леди в начале XX века задают новые тенденции в моде, но в высшем свете по-прежнему актуальна роскошная женственность. На рубеже ХIХ – ХХ веков меняется привычный ритм жизни людей. Наука и техника делают мощный рывок вперед, и моде приходится реагировать на эти кардинальные изменения. 90-е годы ХIХ века – это время активного движения. Люди начинают путешествовать чаще и много перемещаться – с появлением автомобилей, мощных кораблей, а позже и воздухоплавательных аппаратов это становится возможно. В начале XX века в жизнь людей входят фотография и кино, которые ещё шире распространяют модные тенденции по всему миру, делая их интернациональными. В эту эпоху меняется и общественное положение женщин. Вчерашние «домашние» барышни становятся писателями, художниками или выбирают профессии учителей и врачей. Наметившаяся еще в ХIХ веке тенденция к демократизации моды получает дальнейшее развитие в начале ХХ века. На формы женского костюма влияют многочисленные общественные тенденции, среди которых были стремление к эмансипации, борьба за образование и за гражданские права женщин. Повседневная мода в значительной мере формируется под воздействием реформаторского движения возрождения женского платья, отвергавшего корсет и пышные юбки. Силуэт платья становится облегающим с подчеркнутой талией и фиксированной длиной для удобства ходьбы. Деловой женщине требуется все больше удобства и практичности в одежде, поэтому в начале XX века в женском гардеробе появляется костюм-tailler, состоящий из жакета и юбки темных тонов. К нему обычно добавлялась белая блузка с изящным кружевным воротником или аппликацией из тесьмы. Белый верх и темный низ – вот главное новшество этой эпохи разделения труда. На рубеже веков занятия спортом захватывают все слои общества. Велосипед, верховая езда, крокет, теннис, плавание – эти виды спорта приносят в моду спортивные и купальные костюмы. Спортивная мода отражается и на прическах: на смену сложносочиненным завивкам приходит минималистический пучок на затылке, закрепленный специальной заколкой. Начало XX века – это одновременно и начало женской самостоятельности, и раскрепощенности. На моду в эту эпоху влияют сразу два противоположных направления: античная классика и восточные мотивы. Античностью «болеет» французская мода – силуэты здесь становятся более свободными, исчезает неудобный узкий корсет, и женщина нового тысячелетия наконец-то может вздохнуть свободно. Обязательным акцентом была открытая шея – это был первый робкий шаг к появлению глубокого декольте. С Востока на Европу веяла вся роскошь этого дивного региона. В одежде появлялись яркие краски и невиданные ранее сочетания цветов. Влияние Востока, несомненно, выражалось в обилии украшений: это были перья, кружево и драгоценные камни. Дамы из высшего общества надевали яркие платья и шикарные шляпы со страусиными перьями и жемчугом – это был очень популярный наряд для неспешного дневного променада. В руках они непременно носили небольшой кружевной веер и сумочку-мешочек на короткой ручке. Вечерние платья в духе Востока украшались бахромой и золотыми монетами, которые нежно позвякивали во время танца. Материал одежды отличался в зависимости от ее назначения. Модными тканями были в основном шелковые – шифон, тафта, крепдешин, муслин, парча, они торжествовали на балах. Для прогулок и путешествий дамы выбирали наряды из бархата и велюра. В качестве отделки на платьях использовались большие искусственные цветы, банты, кружевные оборки, ленты из муара и металлизированной тафты, уложенные розетками, аппликации и вышивка бисером и золотыми нитями. Особой популярностью пользовался натуральный мех – лиса, норка и горностай. Мех был и на воротниках легких накидок для бала, и на теплых пальто для улицы, и на шляпах с перьями. Самым изысканным меховым аксессуаром в эту эпоху, безусловно, была муфта. Она могла быть полностью сделана из меха или, например, из бархата, но обязательно с меховой оторочкой.