Национальные мотивы в европейском костюме. ИСТОРИЯ МОДЫ
Европейская мода на первый взгляд кажется очень цельной и часто повторяющей саму себя. Несмотря на это, она является удивительным сплавом из фасонов, расцветок и стилей разных народов.
До эпохи великих географических открытий искусство одеваться было уникально почти для каждой культуры. Восточные кимоно и западные платья имели исключительную принадлежность разным странам, что было оправдано и климатическими условиями, и культурной ситуацией. Некоторое однообразие существовало только в самых бедных слоях общества, но и там не было полного единства: европейские женщины не надевали брюк, а на Востоке это казалось вполне естественным.
Восточные фасоны проникали в европейский костюм, но это происходило совсем незаметно. Стоит напомнить, например, тюрбаны или загнутые туфли венецианских купцов, которые были популярны во всей Европе.
Внутриевропейская мода была достаточно однообразной. Только сегодня мы четко различаем тирольские шляпы и итальянские кружева. Но фактически в прошлые века основные тенденции определялись во Франции и Италии, хотя каждый регион вносил свои поправки в популярные фасоны. Англичанки одевались в более закрытые туалеты, на севере все старались укутаться потеплее. И конечно, каждое освоение европейцами новых территорий приносило новые идеи о том, как могут одеваться люди. Уже в XIX веке английские колонизаторы привезли из Индии не только широкие шали, но и саму идею многослойных дамских туалетов.
Национальные "сезоны" начались в моде намного позже, в ХХ веке. Почти вся эпоха ар-деко прошла в увлечении фасонами разных культур, которые под руками дизайнеров превращались в оригинальные платья. Мастера добавляли детали прошлого в костюмы будущего, и модницы получали произведение искусства, наполненное символами и элементами культуры разных народов.
По некоторым фасонам платьев тех времен мы можем понять, насколько популярными оказались "русские сезоны". Эмигранты принесли в Европу не только русский балет и театр. Загадочные русские красавицы, актрисы и светские львицы принесли с собой моду на меха и национальные узоры. Конечно, в России, и уж тем более в Советском Союзе, ни в кокошниках, ни в длиннополых сарафанах уже никто не ходил. Но стереотип оказался сильнее современных тенденций, и на подиумах появлялось больше театрально накрашенных барышень в меховых шапках. В декоре изящных платьев проскальзывали традиционные русские узоры вышивки крестом, в холодное время года томные дамы кутались в пуховые шали. Только до косовороток дело тогда не дошло. Впрочем, русские мотивы регулярно возвращаются в моду, и снова на подиумах появляются лен, мех и узоры под хохлому.
В то же самое время в моду вошел египетский стиль. Стрижка а-ля Клеопатра, густо подведенные глаза (Лайза Миннелли в фильме "Кабаре" Боба Фосса – яркий пример такого образа), легкие и вызывающие своей простотой прямые платья с восточным орнаментом – этот тренд держался не один сезон. Как и древние египтянки, дамы начала ХХ века увлекались многослойными одеждами, на платье надевался футляр или пиджак, шея украшалась бусами или тонким длинным шарфом.
Если начало века отдавало каждому стилю свое отдельное место в гардеробе, то с середины столетия этнические стили стали смешиваться по прихоти самих модников и модниц. Именно тогда увлечение фасонами других эпох и стран коснулось и мужчин. Яркие, пестрые наряды хиппи 70-х с их фенечками, платформами, широкими длинными платьями и прочими атрибутами были почерпнуты у разных народов. В орнаментах смешались и узоры американских индейцев, и кельтские кресты, и африканские яркие принты. Уже тогда мода ХХ века повторяла саму себя, и в свободных платьях "детей цветов" несложно найти много общего с одеждой времен Великой депрессии.
Причиной появления нового элемента в одежде могут стать разные события, новые фильмы или даже выставки. Так, после появления экспозиции сокровищ Тутанхамона в моде вновь стали появляться египетские мотивы. Кстати, как и в 30-е, эта тенденция совпала с всплеском любви к русскому стилю, который в коллекции 1976–1977 годов возродил Ив Сен-Лоран.
Этнические мотивы сегодня по-прежнему популярны. Несколько сезонов подряд на подиум выходят модели в пестрых восточные юбках, а модницы надевают мониста и подвязывают американские джинсы плетеными поясами, а иногда сочетают шаровары с обтягивающими майками. Так же неожиданно в традиционном европейском тандеме "юбка – блузка" появилась туника, уже совсем не похожая на античный прототип, более простая и удобная.
Интересно, что мода на заимствованные фасоны проявляется не только в европейской моде. Модная революция произошла и на Востоке. Уже давно в Японии традиционные кимоно стали одеждой для торжественных случаев, а классические европейские костюмы – повседневной одеждой. Забывают свои национальные наряды и китайцы. Сегодня стили разных культур органично смешиваются, и порой невозможно понять, где проявляются национальные особенности, а где – фантазия дизайнера.