От удушающих корсетов до бра-фиттинга: эволюция женского нижнего белья с XVIII века до наших дней
Белье — архитектура платья
Основными предметами женского нижнего белья в XVIII-XIX веках были сорочка и корсет, непременно белого цвета, что говорило о высоком происхождении дамы. Кроме того, с начала XVIII века дамы носили фижмы, или панье, — специальный каркас, крепившийся к корсету, напоминавший корзину и придававший юбке пышность. Размеры фижм, кстати, менялись со временем и иногда могли достигать гигантских размеров. По этой причине приходилось даже расширять двери дворцовых залов и дверцы в каретах. Но в 80-е годы XVIII века проблема была решена: изобрели складной каркас для юбок.
Великая французская революция… в нижнем белье
Долгое время для женского белья было характерно большое количество украшений и богатая отделка: рюши, кружева и другие элементы декора. Великая французская революция повлияла на костюм очень сильно — на рубеже XVIII-XIX веков в моду вошел стиль ампир. Платья прямого кроя, напоминающие античные одеяния, не требовали ношения жесткого корсета — акцент силуэта с талии сместился под грудь. Отказ от корсета объяснялся еще и настоятельными требованиями врачей, которые утверждали, что это небезопасно для здоровья. Теперь вместо корсета под платье часто надевали рубашку или эластичное формирующее трико.
Эффект голого тела
Платье и рубашка в самом начале XIX века становятся очень тонкими, а порой даже полупрозрачными, обнажая и выставляя напоказ женское тело. Еще один способ создать эффект голого тела, который приобретает популярность у женщин в этот период, — слегка смочить платье водой. Такая мода в странах с прохладным климатом, в частности в России, приводит к большому количеству заболеваний воспалением легких и иногда даже к смертельному исходу.
Откровенные влажные наряды будут оставаться модными совсем недолго, спустя каких-то десять лет при Наполеоне, консерваторе в вопросах благопристойного внешнего вида, в женском силуэте снова устанавливается акцент на талии. Корсеты возвращаются в обиход и возвращают себе место главного элемента дамского белья.
Корсет — сексуальный призыв или клетка?
В XIX веке силуэт женского костюма и, соответственно, конструкция женского белья переживает множество трансформаций, но корсет присутствует неизменно. В эпоху романтизма идеалом женской красоты становится хрупкая и бледная девушка, все это часто достигается за счет максимально тугой шнуровки, самой сильной за всю историю ношения корсетов! Это делает женщин слабыми и беззащитными, они с трудом дышат, регулярно падают в обморок и едва ли могут передвигаться без посторонней помощи.
Во второй половине XIX века кампания по борьбе с корсетами вновь набирает обороты и на этот раз в конце концов приводит к отказу от их ношения. Доктора все чаще говорят о том, что такой вид белья деформирует тело и приводит ко многим болезням. Чуть позже, ближе к концу XIX века, женщины все чаще заявляют о своих притязаниях на активный образ жизни, начинают увлекаться спортом наравне с мужчинами, осваивают различные профессии. Все это требует новых видов костюма — свободных, не сковывающих движений.
Слава избавителя женщин от «корсетной тюрьмы» принадлежит знаменитому парижскому модельеру Полю Пуаре, который в 1900-е годы предложил новые модели платьев прямого силуэта с заниженной талией. И хотя еще несколько десятилетий женщины по привычке продолжали носить корсеты, постепенно эта деталь одежды вышла из обихода и была заменена бюстгальтером и эластичным поясом для чулок.