Импульсивные покупки: помогает ли шопинг в борьбе со стрессом
Рассказывает экспертПетр Коваленко
Предприниматель, эксперт по fashion psychology, сооснователь сети аутлетов OFFPRICE
Научно доказано, что покупка чего-либо запускает и укрепляет центр вознаграждения мозга и мезолимбическую систему. Каждый раз, когда мы с нетерпением ждем покупки, а затем совершаем ее, выделяется химическое вещество, отвечающее за хорошее самочувствие, — гормон дофамин, который заставляет нас возвращаться за покупками снова и снова.
Исследование, проведенное учеными в 2010 году, продемонстрировало четкую связь между дофамином и навязчивыми покупками, также известными как ониомания. Проще говоря, есть целое отклонение, которое характеризуется чрезмерной страстью к покупкам. Однако за этим стоит нечто большее, чем просто желание обрадоваться новой вещи или потратить деньги. Речь, скорее, о психологических травмах, затрагивающих бессознательное личности.
Люди ошибочно полагают, что шопинг помогает им избавиться от стресса, комплексов, негативных эмоций и повысить самооценку. На деле трата денег опустошает человека еще больше, оставляя проблему нерешенной, а гардероб забитым ненужными вещами. Проблема заключается в том, что человек не знает, кто он, не знает, чего он хочет от жизни, какой ритм и стиль являются для него комфортными. Как он выглядит в своих глазах? Ответ прост: у человека действительно нет о себе никакого представления, поэтому он не знает что ему нужно ни в жизни, ни на работе, ни, соответственно, в шкафу.
Мы любим покупать вещи, даже когда у нас нет денег. Почему же мы покупаем слишком много? Мы ошибочно думаем, что нам это нужно, мы покупаем, потому что хотим, мы покупаем, потому что нам не хватает чего-то еще. Это что-то — представление о себе самом.
Покупка также может показаться необходимостью, если мы пытаемся идти в ногу с трендами. Новинки появляются круглый год: весной, летом, осенью, зимой, на курортах и тд. Единственный способ успевать за всем что нужно — это жить, дышать, есть и делать покупки. Рабство перед тенденциями скрывает за собой глубокую неуверенность в себе и своем выборе.
Чтобы избежать покупок из-за предполагаемых потребностей, которых на самом деле не существует, задайте себе два вопроса: каковы будут последствия отказа от покупки товара? Какой еще предмет, который у вас уже есть, может заменить его? Когда вы ответите себе честно на эти вопросы, в вашем сознании нарисуется реальная картина вашего мира. Остается только понять, что из вещей ваше, а что нет, что вам нужно, а что является просто надуманным, желанным образом.
Шопинг во имя удовольствия — это настоящая форма баловства, как спа-процедура или уход в салоне красоты. Порой самосовершенствование кажется панацеей от наших бед, на самом деле являясь лишь их прикрытием. Если шопинг для вас — форма самоуспокоения, связь между покупкой вещей и снятием стресса со временем станет сильнее. Каждый раз, когда ваш стресс снимается, вы получаете положительное подкрепление. Другими словами, вы повторите этот опыт снова. Это самая настоящая эмоциональная зависимость.
Нужно трезво оценивать ситуацию, соотнося свои желания, потребности и возможности. Рассмотрев эти критерии, обратите внимание на источник: откуда пришло желания приобретения вещи? Вы смотрели популярные реалити-шоу, которые дают нам представление о жизни блестящих людей? Действительно ли это ваша потребность или это желание друга, родственника, общества?
Чаще всего мы совершаем импульсивные покупки, чтобы заполнить более глубокую, психологическую дыру, и это сложнее, чем пробелы в гардеробе. На самом деле мы можем хотеть товарищества, безопасности, счастья, удовлетворения, отвлечения от одиночества и развлечения от тоски.
Когда мы недовольны своей жизнью, мы часто создаем ту жизнь, которую хотим, с помощью внешних атрибутов, к которым как раз-таки и относится одежда.
Пережить состояние нужды означает пережить состояние тревоги. Чтобы избавиться от этого беспокойства, нужно позволить себе испытать дискомфорт, никак на него не воздействуя, или избавиться от беспокойства привычным способом: покупая вещи. Трудности с покупками начинаются, когда мы продолжаем покупать, чтобы успокоиться, не попробовав побороть источник этого желания или потребности. А это то, с чего начинается путь к осознанному выбору и отношению к жизни и к моде в том числе.
Все построено на человеческих эмоциях, об этом знает любой маркетолог. Так же, как и питание, шопинг тоже может быть эмоциональным. В умеренных количествах ни одно из этих действий не является вредным, но в избытке оба могут иметь серьезные последствия. Временно вызывая положительные эмоции, эти действия могут помешать истинному исследованию наших настоящих чувств и негативно повлиять на все сферы жизни.
Мы делаем покупки, чтобы чувствовать себя хорошо, мы чувствуем себя хорошо, после чего снова чувствуем себя плохо, только чтобы делать покупки, чтобы снова почувствовать себя хорошо. Это похоже на модный буддизм, но осознанность говорит сама за себя. Fashion mindfulness — новое слово моды, ее новая эпоха и религия, в которой каждый сам управляет своими чувствами, внешним видом и кошельком.
Любой успех начинается с работы над собой. Главное, что нужно сделать на пути к осознанному восприятию мира, — это понять себя. На изучение этого вопроса можно потратить годы, можно обратиться за помощью к психологу, а также пройти тест на психотип, разработанный командой психологов и стилистов Offprice. Он подскажет вам в выборе ваших новых, модных открытий без вреда для шкафа, психики и банковского счета.
Фото: Кадры из фильмов «Секс в большом городе»