Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»
Часть 2о
«О» — Образ
Нынче это понятие, к сожалению, теряет актуальность в балетном искусстве. Образ — самое главное, что нужно передать в спектакле. Рассказать историю персонажа, перевоплотившись в его образ. Сейчас балет стал граничить с гимнастикой или цирком, и основными критериями становятся количество выполненных трюков, высота поднятых ног и высота прыжков, исполняемых на сцене. Изначально балет как вид искусства вообще был лишен того изобилия технических изысков, что есть сейчас, и был гораздо более наполненным художественно, нежели сегодня.
п
«П» — Пачка
Главный и самый традиционный «примский» балетный костюм. Состоит он из лифа, о котором мы говорили выше, и накрахмаленной до хруста «стоячей» юбки, которая полностью открывает ноги, давая абсолютную свободу движения.
Декор пачек, как правило, различается цветом верхнего материала и «обшивкой» — бутафорскими камнями и драгоценностями. Правда, некоторые особо состоятельные балерины иногда расшивали свои пачки и настоящими драгоценностями. Да, бывало и такое.
р
«Р» — Репетиции
Те процессы, когда создаются и доводятся до презентабельного вида спектакли и номера. Постановочные процессы поначалу имеют больше творческий характер — автор-хореограф показывает и разучивает с артистами придуманную им хореографию. После того как хореографический текст поставлен, начинаются репетиции, на которых происходит повторение танцев и исправление ошибок — монотонная и мало кому интересная работа. Но без этого никак.
с
«С» — Силы
Главный ресурс, который перманентно в дефиците у всех артистов балета. Речь идет как о физических силах, так и о ментальных.
Восстанавливается каждый по-разному: кто-то находит для себя различные духовные и телесные восстановительные практики, а кто-то тусуется в барах и снимает напряжение коктейлями. В любом случае выходной в театре — один в неделю, и отпуск длится в лучшем случае две-три недели. Так что нехватка ресурсов — обычное состояние в профессии.
т
«Т» — Травмы
Мелкие — случаются почти каждый день. Вывихнуть, подвернуть ногу, удариться о партнера — обычные рутинные вещи. Но иногда случаются и буквально фатальные исходы. Самые неприятные вещи связаны с разрывами связок в ногах, переломами костей и с позвоночником. В идеальном мире, конечно, во всех балетных заведениях должны базироваться врачи для оказания первой помощи, но пока это непозволительная роскошь, и в случаях серьезных травм артистов увозят на карете скорой помощи прямо на хирургический стол. Так однажды было и со мной, но это другая история.
у
«У» — Учеба
«Если тебя хорошо выучили, считай — дело в шляпе», — именно такое мнение бытует в балетном мире. Поэтому к вопросу образования отношение очень трепетное. Дело в том, что профессия напрямую связана с телом и телесностью, которую для достижения наивысших результатов нужно воспитывать с раннего детства. Соответственно, очень многое зависит от того, кто и в каких условиях будет взращивать юный талант. Лучшими учебными заведениями в мире считаются две отечественные академии: Московская (которую окончил я) и Питерская — Академия Русского Балета имени Вагановой.
Также сильными школами считаются Датская, Парижская и Лондонская.
ф
«Ф» — Фуэте
32 — не больше не меньше. Элемент считается апофеозом женского технического исполнения классической хореографии и используется практически во всех главных женских партиях.
Особые виртуозки усложняют себе задачи и крутят фуэте «по точкам», добавляют движения в руках или крутят вместо одинарных вращений двойные. В школьной программе фуэте начинают изучать и практиковать на шестом году обучения, чтобы на восьмом, выпускном, исполнить его на главном государственном экзамене по классическому танцу или на выпускном спектакле.
х
«Х» — Характер
Базовая необходимая вещь любого человека, вступившего в серьезную индустрию, будь то профессиональный спорт или балет.
Каждый день сражаться с собственным телом и собственными возможностями, расширяя и улучшая их — дело невыносимо сложное, а порой может показаться, что и вовсе невозможное.
Несгибаемый характер и поддержка близких — вот что помогает не опускать руки в сложных профессиональных ситуациях.
ц
«Ц» — Цели
В балетном мире чаще оправдывают средства. Одержимые мечтами девушки и юноши сегодня готовы на все, чтобы получить заветную роль в заветном спектакле и наконец реализовать свои цели. Но двигаться к намеченной точке учат с самого детства: сначала нужно сделать одно движение, потом к нему добавить второе, так и дойдешь до конца — никак иначе.
Постановка и достижение целей помогает не рассыпаться по пустякам и служит дополнительной крепкой мотивацией в моменты психологически напряженных моментов.
ч
«Ч» — Чистота исполнения
Чего пытаются добиться педагоги-репетиторы в балетных залах на репетициях — кристально чистого исполнения хореографического текста. Чтобы это было красиво — это должно быть исполнено по всем правилам, едино (если танцует или репетирует кордебалет) и что немаловажно — точно в такт музыке.
ш
«Ш» — Шпильки
От десяти штук и практически до бесконечного количества могут находится в прическе балерины во время спектакля. Все зависит от сложности придуманного образа. Обычный балетный пучок закалывается как раз десятью-двенадцатью шпильками, в то время как в высокие прически артистов миманса или кордебалета (если это не парик) могут зайти и все пятьдесят.
щ
«Щ» — «Щелкунчик»
Заглавный, самый кассовый и один из самых популярных балетных спектаклей, о котором я более подробно рассказывал в одном из своих предыдущих материалов. Рискну сказать, что Щелкунчик имеется в репертуаре каждого академического театра и во всех гастрольных коллективах.
Количество сыгранных спектаклей за сезон может переваливать за отметку в 50 — настолько велик спрос на рождественскую сказку о чудесах, детских грезах и любви.
э
«Э» — Эволюция
Единственный путь к успеху в профессии. Шаг за шагом, повтор за повтором, исправляя ошибки — развивать физические данные и двигаться вперед к новым вершинам.
Часто бывают такие случаи, что, достигнув определенных успехов, артист теряет мотивацию и в лучшем случае остается на одном месте, в худшем — со временем теряет и его.
Так что всегда нужно оставаться «голодным» до новых достижений и помнить механизм эволюции, который подразумевает под собой перманентную динамику.
ю
«Ю» — Юбки
С самого первого класса академии юбка — обязательный атрибут формы для специальных предметов.
И если в академии юбки у всех девушек в классе одинаковые, то в театре этот предмет одежды превращается практически в заглавный элемент самовыражения.
Обычно экспериментируют с длиной, материалами и принтами.
я
«Я» — Язык тела
Все искусство балета базируется в конечном итоге на языке тела. Ему обучают в академии и им же пользуются в работе в театре.
Чем большим диапазоном обладает артист — тем он сильнее, статуснее и востребованнее. Именно поэтому в профессии так ценится взаимодействие с разными балетными школами, разными стилями, авторами хореографии и разными направлениями.
Большинство артистов скажут, что стараются каждый день учиться, впитывать в себя новые техники, новые знания, чтобы расширить свой диапазон языка тела для исполнения новых ролей в новых спектаклях.
Фото: Кадры из фильмов «Красные башмачки», «Большой», «Черный лебедь», «Девочка», «Поворотный пункт», «Щелкунчик» и «Анна Павлова», Pexels / Anastasia Shuraeva