Как менялись тенденции в макияже и прическах в течение XX века? И на кого равнялись дамы в течение всего прошлого столетия? То «Гангстеры» выходят на наши экраны, то черно-белый «Артист» собирает все на свете «Оскары», то «Великий Гэтсби» атакует сердца роскошеством look’ов сумасшедшей эпохи джаза. Поздравляем, 20-е и 30-е снова в моде! А почему именно они? Почему мы все время смотрим в сторону ретро? – Может, потому, что в 90-е так много появилось косметики, которая говорила нам: «Пользуйся, а то постареешь и станешь страшной!». Или потому, что в 2000-е индустрия красоты нам заявила: «Смотри, у нас есть пластические хирурги, а у них есть скальпели, ботокс и имплантаты для твоих неидеальных и увядающих грудей, губ и попы». И вот в 2010-е нам захотелось перестать заморачиваться, бояться, стыдиться, мы захотели праздника с пером в волосах, заводной музыкой и ярко-красной помадой, которая позволила бы таким неидеальным (и прекрасным!) нам просто быть сексуальными! Вот мы и решили посмотреть, как мы до такой жизни докатились. Итак, включаем Лану дель Рей Young And Beautiful, а потом набираем темп и включаем убойную A Little Party Never Kills Nobody от Ферджи – и веселимся, и не паримся! И читаем, как менялись бьюти-look’и в течение XX века!1900-е. Все внимание на: прическу! В эти годы идеал женщины – почтенная домохозяйка, и краске на лице – ни-ни! Краска – она для кокоток (которых мы сегодня иначе немного называем), чтобы закрашивать дефекты разгульной жизни. Дамы же, оставляя лица нетронутыми косметикой, делают ставку на прическу. Царят два стиля – викторианский и эдвардианский. Оба они требуют пышной объемной шевелюры – как на полотнах Чарльза Дана Гибсона. Одна из самых популярных укладок – так называемая «Помпадур». Это сложная высокая прическа, которая позволяет женщинам носить модные в то время воротнички, доходящие до подбородка. К слову, экстрароскошными волосами могут похвастаться не все, поэтому в ходу парики. Как дополнение к ним идут всевозможные «прицепные» локоны и шиньоны. При этом следить за волосами дамы нужным не считают. То ли дело их чернокожие служанки: пытаясь походить на своих хозяек, они вовсю стараются заполучить себе прямые волосы – уже в 1900 году темнокожая Анни Тюрнбо начала продавать лосьоны для выпрямления волос , а также специальные бальзамы-кондиционеры. Кроме того афроамериканки и дамы среднего класса восторгаются белоснежным цветом кожи леди из высшего общества. Именно поэтому появляются «доморощенные» отбеливающие средства на основе лимона и уксуса, которые якобы помогают угнаться за аристократической бледностью господ. Одними из первых, кто решил из красоты сделать бизнес , стали мадам Рашель и Харриет Хаббард Ауер – они начали поставлять дамам с лондонской Бонд-Стрит косметику и парфюмерию. Под косметикой подразумевалась… пудра, которая выглядела как мука на лице, за что и получила ироничное название «панкейк». Кожа с ней приобретала алебастровый оттенок, и мужчины не уставали злословить на тему того, что такой look – больше пародия, чем имитация благородства. К середине 1900-х годов потихоньку начали появляться бьюти-компании, конечно же, под руководством мужчин. А чтобы женщины, которые тогда материально зависели от своих мужей и отцов, «не лезли не в свое дело», в 1906 году был издан Акт о еде и лекарствах, ограничивавший использование некоторых ингредиентов в малых масштабах. Хождение по домам с продукцией «домашнего» изготовления резко прекратилось… Зато с особым энтузиазмом в промышленных масштабах началось производство бьюти-средств (и уже не только пудры) на основе таких токсичных элементов, как сульфид ртути – для лаков для ногтей и свинец – для пудры. В 1907 году появились первые химические формулы для окрашивания волос. Их придумал основатель L’Oreal Эжен Шуэллер. А в 1909 году Элизабет Арден потеснила мир мужчин, создав свою косметическую империю. Пытаясь привлечь клиенток, она ввела термин makeover, что значит «преображение», и украсила им свои салоны.1910-е Все внимание на: прическу и губы В эту эпоху девушек все больше привлекает кино – актрисы становятся образцом для подражания. Эталон – Мери Пикфорд и Лилиан Гиш. Их лица обрамляют кучеряшки, а макияж роднит их с ангелочками (Хелена Рубинштейн назвала это look’ом Купидона). Вместе с тем в образах 1910-х нет излишней претенциозности, так как это – период Первой мировой войны. Женщины в отсутствие воюющих мужчин вынуждены были успевать все и сразу – времени на уход за длинными волосами у них практически нет. И девушки их отстригают. Поклонницы старых традиций и длинных локонов все еще пытаются делать пышные прически, но ускоренный темп жизни и от них требует не сильно заморачиваться по части укладок: к счастью, в 1910-м были изобретены бигуди – и проблема кудряшек отпала. Накрутил – и лег спать, проснулся – снял – и вуаля! В 1913 году была выпущена первая тушь для ресниц. Ее название известно нам и сегодня – Maybelline… Правда, тогда она выглядела своеобразно: фактически это был контейнер с сажей и углем, к которому прилагалась специальная кисточка. Семимильными шагами развивается Max Factor – компания эмигранта из Польши Максимилиана Факторовича. Это она поставляет бьюти-средства на съемочные площадки Голливуда. Главное преимущество косметики марки перед конкурентами – она не трескается на лице… Кстати, именно Факторович первым стал продавать тени для век , которые создал на основе хны, вдохновившись макияжем турецких див. Марка Maurice Levy тем временем выпустила роликовую помаду для губ , заключенную в металлическую трубку, и румяна.Справедливости ради хочется сказать, что все эти бьюти-примочки были почти недоступны для обычных девушек, оставаясь в 1910-е лишь в косметичках актрис. Ситуация изменилась в следующем десятилетии… 1920-е. Все внимание на: глаза и губы В эти годы почти вся Америка остригла себе волосы , считая, что короткая стрижка символизирует эмансипированность, и сделала повязки самым популярным аксессуаром. В 20-е волосы изо всех сил фиксировали воском или кремом – пряди должны были блестеть и быть идеально гладкими Символом начала 20-х стала балерина Ирен Касл, которая популяризировала прическу боб, – он так и назывался тогда Castle bob. Альтернативой бобу стали крепко зафиксированные волны в духе Жозефин Бейкер. В те годы считалось, что женщина должна быть до умопомрачения сексуальной. Существовало мнение, что чем лучше девушка выглядит, тем больше она способна составить мужчине конкуренцию в общественной жизни. Собственно, воплощением сексуальности считалась актриса Клара Боу. В 1920 году распространение получили карандаши для глаз и бровей. В моду вошел тяжелый агрессивный макияж. В это время основательница бьюти-компании Helena Rubinstein Хелена Рубинштейн писала: «Если вы можете показать мне женщину, которая не хочет быть молодой и красивой, боюсь, она не в своем уме. Все женщины этого хотят – и мы стремимся им помочь». Помогали женщинам пудра цвета слоновой кости, помады темно-красного, бурого, оранжевого, сливового и малинового цветов, темно-серые, бирюзовые и зеленые тени для глаз и красные румяна. В совокупности должен был получиться следующий образ: – глаза, интенсивно обведенные мягким карандашом, а затем и тенями (предтеча smokyeyes, только с акцентом на центральную часть века); – тонкие коричневые или черные брови; – подкрученные щипцами ресницы; – губы, у которых, все еще, помня об образе купидона, не красили уголки, визуально делая ротик похожим на нынешнюю форму губ Линдси Виксон; – ногти, прокрашенные только по центру и оставляющие «лунку» и кончики ногтей естественного цвета. Кстати, в маникюре в эти годы тренд задает визажист Мишель Винар. Это он предложил делать лаки из… эмали для автомобилей. Примечательно, что краситься было принято на публике – доставать богато декорированные палетки с компактной пудрой и футляры с помадой на глазах у всех. Сегодня эти бьюти-аксессуары очень ценятся коллекционерами. Что еще? В 1928 году Max Factor изобрел блеск для губ , а год спустя выпустил средство два в одном – помаду-румяна.Клара Боу; Жозефин Бейкер; Пола Негри; Образ в стиле 20-х годов 1930-е. Все внимание на: глаза и губы Макияж стал гораздо более утонченным, чем в 20-е годы, хотя в 30-е девушки все еще стремились показать свою эмансипированность при помощи активного мейкапа. Главное изменение в макияже коснулось формы бровей – их выщипывали до основания и вместо них рисовали карандашом высокую дугу, а затем смазывали вазелином или оливковым маслом. А под нее наносили светлые тени с эффектом шиммера. В косметичках модниц в те годы обязательно лежала тушь для ресниц – красить было принято только верхние и… накладные, которые как раз вошли в моду. Пользовались дамы и подводкой, которая пришла на смену карандашам, – аккуратно обрамляли ей глаза, слегка дополняя их в уголках голубыми, фиолетовыми, коричневыми и оранжевыми тенями. Что касается помады, то агрессивную красную потеснила розовая, а потом пурпурная. Мода на форму губ тоже изменилась: на смену «ротику ангелочка» пришел «ротик-роза», или «птичий ротик», и модницы помадой рисовали себе верхнюю губу в виде лепесточков. Если говорить о цвете лица , то он постепенно начинал приобретать натуральный оттенок. Белую пудру заменила пудра зеленоватого оттенка, который позволял скрыть покраснения на коже. А светло-лиловая пудра помогала придать лицу юность и свежесть. Делая маникюр, девушки продолжали оставлять лунку у основания ногтя непокрашенной. В моду вошли лаки бледно-розового, лилового, зеленого и черного цветов, которые по идее должны были сочетаться с оттенком платья. В прическах по-прежнему под запретом был эффект растрепанности. Гладкие волосы уступили место волнам, но эти волны были жесточайшим образом зафиксированы на головках своих обладательниц. Именно в это время, кстати, появились прически «на одну сторону», которыми сегодня нас так любят радовать дивы на красных дорожках. Воплощением такого образа стали Кэрол Ломбард, Марлен Дитрих и, конечно же, Грета Гарбо. Между прочим, самый модный макияж в то время так и назывался – garbo look. В 30-е девушки снова стали отращивать волосы, но большинство осталось преданным короткой длине, которая для них была символом беззаботного времени. Кстати, в 1939 году Гитлер пытался запретить женщинам пользоваться косметикой – в целях экономии ресурсов. И немки пошли на него войной – отказались работать. Понимаете, чем все закончилось – … для Гитлера. И еще: в 30-е быть бледной перестало быть модным. Все потому, что Коко Шанель случайно сгорела на французской Ривьере, оценила свой потемневший цвет кожи, удовлетворилась своим look’ом и вслед за этим выпустила масло для загара.Уоллис Симпсон; Грета Гарбо; Марлен Дитрих; Образ в стиле 30-х годов 1940-е. Все внимание на: губы Военная эпоха странным образом сделала девушек очень женственными, они перестали добиваться эффекта волосок к волоску перед зеркалом и сделали ставку на пышные прически, естественным образом уложенные волной. В это время было модно придавать волосам объем у корней или делать букли надо лбом. Количество коротких стрижек стало стремительно уменьшаться. В моду вошли шиньоны. Теперь уже косметикой начали пользоваться абсолютно все классы общества , – и это несмотря на дефицит бьюти-средств в военные годы! Тренд на загорелую кожу привел к тому, что в продаже стало много темных тональных кремов, гораздо темнее естественного цвета кожи. А еще девушки стали выделять скулы. В эти годы акцент в макияже делался на губы – они должны были быть полными. Теперь уже прокрашивалась вся поверхность губ и немного кожи над ними, чтобы верхняя губа казалась больше – помогал в сем карандаш для губ, который как раз к этому времени породила индустрия красоты. Цвета помад, модные в ту эпоху, – светло-красный, розовый, оранжевый и цвета фуксии. Кстати, 40-е называют «десятилетием помад». Наличие этого бьюти-аксессуара в женских сумочках объяснялось тем, что при помощи нее в непростое военное время можно было оптимально быстро создать себе праздничный look при минимуме затрачиваемых на это средств. Более того искренне считалось, что помада поднимает боевой дух жительниц Великобритании и США. Что касается сильно пострадавших в 30-е бровей, то в 40-е им позволили расти, правда, тонкой ниточкой, которая постепенно утолщилась к концу десятилетия, когда густые брови вдруг почему-то стали признаком девушки-интеллектуалки. Тенями для век перестали пользоваться активно. Стрелка, проведенная коричневой подводкой вдоль верхнего века и заканчивающаяся небольшой галочкой, и черная тушь на верхних и нижних ресницах – вот идеальный макияж глаз тех лет. Лаки, модные в тот период, – темно-синий, красный и зеленый. Самый кончик ногтя не красили. Примечательно, что формула новых лаков позволяла им дольше держаться на ногтях , что было очень удобно в условиях дефицита военных лет. И, кстати, именно в 40-е зародилось правило, что лак должен по цвету сочетаться с губами. В эти годы стал действовать принцип натуральной красоты , которую изо всех сил дамам помогали поддерживать EsteeLauder, Max Factor, Helena Rubinstein, Elizabeth Arden, Gala, Bourjois, Coty, Revlon, Yardley и Rimmel. Впрочем, не у всех девушек хватало денег на косметику, и поэтому они заменяли тушь жженой пробкой, использовали свекольный сок вместо помады и цикорий вместо тональника. В ту пору восхищались Вероникой Лейк, Лорен Бэколл, Ритой Хейворт, Авой Гарднер, Дженифер Джонс и Ингрид Бергман…1950-е. Все внимание на: глаза После войны девушки решают на время отказаться от разговоров об эмансипации, бросают работу, хватают оставшихся мужчин, женят на себе, массово рожают детей и делают ставку на то, чтобы быть как можно более женственными. Свободное время они посвящают тому, чтобы ухаживать за собой. Это совпадает с появлением цветных фильмов (а дамы по-прежнему продолжают ориентироваться на актрис), и в результате этих двух факторов индустрия красоты получает мощнейший толчок… В моду входят высокие прически. Важный момент: прическа должна молодить. И с этой задачей прекрасно справился конский хвост , который стали завязывать на макушке. Более сложные укладки впоследствии ввели в моду Элизабет Тейлор и молодая королева Елизавета II, которые в начале 50-х считались иконами стиля. Чуть позже к их «иконной» команде присоединились Грейс Келли, Софи Лорен, Одри Хепберн и Морин О’Хара. Декоративная косметика играла в жизни дам огромную роль, но ее текстура была настолько плотная , что у мужчин снова появился повод злословить на тему «панкейков». В это время существенно расширилась оттеночная палитра помад. Кстати, в 50-е годы в их состав стали добавлять титан – чтобы они сияли на губах. А вот лаки для ногтей, напротив, потеряли свой глянцевый блеск и стали матовыми. Повсюду царили пастельные оттенки, а Одри Хепберн как-то заявила: «Я верю в розовый!». Это она о помаде говорила. Кстати, опрос 1951 года показал, что в ту пору более двух третей девушек регулярно пользовались помадой, которую положено было сочетать с бледным (!) цветом лица. Пудру тогда наносили похлопывающими движениями. В макияже глаз использовали толстый карандаш, а брови в 50-е модно было закруглять у переносицы. Между прочим в 50-е наконец появился лак для волос , что привело к «рождению» нереально сложных причесок-«ульев» начала 60-х.Vogue, 1958; Грейс Келли; Одри Хепберн; Мэрилин Монро 1960-е. Все внимание на: глаза и прическу 1. Прически-«ульи» с многочисленными накладками, шиньонами и искусственными прядями, черпавшие вдохновение в 1900-х, разбавили возвратившиеся в моду боб и просто распущенные волосы, которым отдавали предпочтение хиппи. В этот период времени было решено, что лучше иметь хоть и не очень длинные, зато здоровые и блестящие локоны. В макияже делался акцент на глаза. Именно тогда появились так называемые «кошачьи глаза» , которые примерила на себя Элизабет Тейлор в «Клеопатре» и по которым мы продолжаем сходить с ума до сих пор. Чтобы создать такой макияж, активно использовались тушь и толстый карандаш для глаз – в эту эпоху им научились пользоваться все девушки без исключения, черпая вдохновение в образах Бриджит Бардо, Софи Лорен и Эди Седжвик. Много для популяризации косметики сделала изобретательница мини-юбки Мэри Куант. Это она придумала хайлайтеры и шиммеры, предложила девушкам использовать румяна для создания эффекта запавших щек. Кстати, стрижка Куант, которую для нее создал Видал Сассун, стала одной из самых знаковых в эпоху 60-х. Вообще, в 1962–1967 годах каждая девушка старалась примерить на себя так называемый mod look , или flower power. Это был образ, в котором сочетались экспрессия и дух модного тогда рок-н-ролла. Почти все рисовали на лице геометрические фигуры, красили нижнюю и верхнюю губу в разные цвета, как правило, розовый и оранжевый, наносили на глаза серые, зеленые и синие тени. Нередко такой макияж глаз заменялся тенденцией с подиумов высокой моды – то есть глаза красились в черно-белой гамме: в складку верхнего века наносились совсем темные тени, а остальное веко оттенялось светлыми. Все это дополнялось накладными ресницами – кстати, потому и ушла из моды подводка, уступив место карандашу – им было проще маскировать места, в которых настоящие ресницы совмещались с искусственными. В отдельное направление выделились хиппи, которые пренебрегали макияжем, ратуя за естественную красоту.1970-е. Все внимание на: прическу В эти годы прошла вторая волна феминизации , в результате которой девушки стали считать, что женственность им не к лицу, а макияж делает их объектами сексуального желания. Это было время противостояния обществу, и потому, например, прически стали как бы неряшливыми, всклокоченными, веселыми. Девушки словно демонстрировали обществу: я встала с кровати и пошла на улицу, а вы что хотите, то и думайте! В макияже приветствуется nude , пудра уже не в тренде. Черные подводка и карандаш остались в прошлом, и если у кого и возникало желание «обрамить» глаза, то делалось это с помощью серых теней. Верхнее веко под бровью стали подчеркивать белым карандашом. В моду вошли карандаши для губ и блонд – как у Фарры Фоссет. Чтобы получить такие волосы, как у нее, их надо было постоянно сушить феном и накручивать на термобигуди. В результате и получался вышеописанный эффект мнимой растрепанности. В этот период времени появились и жидкие тени , которые активно использовались еще одним движением 70-х – панками. Они же активно стали делать себе макияж smoky eyes. Еще одна тенденция десятилетия – возрождение 20-х: фильмы имеют влияние как никогда, а в это время как раз вышел на экраны «Кабаре» с Лайзой Миннелли в главной роли. К концу 70-х сердца всех покорил макияж в стиле диско: красная помада и smoky eyes. Образцы для подражания в ту эпоху – Шер, Донна Саммер и Дебби Харри. Кстати, популярный сегодня французский маникюр появился именно в 70-е. Создателем его является Джефф Пинк, основатель марки Orly. Другая инновация в маникюре: овальную форму ногтя впервые потеснила квадратная. Кстати № 2: в 70-е стало модно заботиться о коже, и теперь уже стали царить не средства для загара, как в 30-е, а средства для защиты от него; бьюти-индустрия начала работать над продуктами SPF.1980-е. Все внимание на: прическу 1. Панк-тенденция взяла верх над всеми другими направлениями, объединившись с модой на рок, – и все это преобразовалось в монстра под именем 80-е, в которые все должно было быть по максимуму. Если волосы, то дыбом и с чудовищной химией, если макияж – то с акцентами сразу на всех частях лица: тут вам и яркие глаза, и яркие губы, и выделенные скулы, и активные брови. Ухаживать за сумасшедшими прическами становится возможным благодаря изобретению специальных насадок на фен , которые заставили термобигуди отправиться в контейнерные ящики, и появлению муссов и гелей для волос. Уход за волосами в эпоху увлечения роком становится во главу угла – потому что в это время они даже важнее макияжа. Образец для подражания – актеры сериала «Династия» во главе с несравненной Джоан Коллинз, а также американские поп-певицы Синди Лопер и Мадонна. В оппозиции ко всему этому безумию – принцесса Диана, которая со своим лаконичным бобом смогла уберечь от «химического» помешательства огромное количество своих поклонниц по всему миру. В макияже глаз и царили появившиеся как раз в ту эпоху невероятные металлические оттенки. Основные цвета – зеленый и синий. Карандаш для глаз – снова орудие № 1 в погоне на модой. Им положено очерчивать глаза по контуру. Нередко на веко наносятся два разных и совершенно несопоставимых оттенка: один – на подвижное веко, и второй – на все пространство под бровью. Тушь для ресниц – конечно же, цветная! Что касается маникюра, тот тут – самый расцвет креатива. Девушки пытаются исследовать все возможности nail art ’а : примеряют квадратную форму ногтей, делают их ультраострыми, приклеивают картинки, красят в самые невероятные цвета, рисуют на них картинки, приклеивают перья, фольгу, украшения… Именно в этот период индустрия красоты начинает выпускать гели и акрил для ногтей, а также типсы – как тогда уверялось, исключительно в целях укрепления ногтей.Ну а что было дальше, вы уже наверняка помните. Главное, что сегодня опять царят 30-е – и это крайне-крайне весело и позитивно! Танцуем! Фото: из архива