Кино и сериалы3 мин.

Слабакам тут не место: рецензия на «Трагедию Макбета» от автора «Большого Лебовски» и «Фарго»

Вашингтон и МакДорманд — прекрасны и ужасны
14 января на Apple TV+ вышла «Трагедия Макбета» — основанная на бессмертной пьесе Шекспира новая драма Джоэла Коэна. Наш киноредактор Елена Зархина рассказывает, какой получилась эта версия трагедии великого драматурга, и как фильм оказался в личном списке лучших проектов 2021 года Барака Обамы.

Ведьмы убеждают стареющего шотландского лорда Макбета в том, что ему суждено стать королем. Но путь к вожделенной власти омыт кровью всех, кто окажется на пути честолюбивого Макбета и его супруги. Предавая друзей и следуя советам жены, герой выбирает зло своим главным оружием и способом достижения цели.

За пьесу Шекспира в свое время кто только не брался — от Куросавы до Полански — хотя версия Коэна стилистически кажется ближе режиссеру другого измерения — Бергману. И дело не только в узнаваемых кадрах, а в том, как расставлены акценты, как звучат шепоты и крики.

С Бергманом «Трагедию Макбета» роднит и вполне намеренное желание Коэна привнести в фильм театральность: пространство в кадре минималистично, исполнено в строгой аскезе — этим декорациям позавидовал бы сам Канье Уэст (простите, Ye), главный ценитель простоты в стиле. Также в картине есть чисто театральная работа со светом — когда надо, героев лобовым приемом подсвечивают на фоне абсолютной тьмы, выводя в центр сцены, а когда потребуется — уводят за пределы светового поля.

При этих световых уловках цвета в кадре нет — Коэн отказывает своей истории в ярких красках, деля мир внутри кадра исключительно на черное и белое. Это особенно контрастирует с относительно недавним «Макбетом» Джастина Курзеля, в котором от видеоряда пестрило в глазах.

«Трагедия Макбета»

Но отсутствие света не означает скуку — на протяжении всех двух часов экранного времени в кадре не останавливается игра теней, превращая действие в захватывающую баталию второго плана. За все это визуальное великолепие фильма отвечает постоянный оператор Коэнов Брюно Дельбоннель — настоящий художник и гений работы с изображением.

В актерских рядах тоже сплошь великие имена, собрание лучших британских актеров своего времени — от звезд «Гарри Поттера» (кстати, шестой фильм франшизы как раз снял Дельбоннель) до главных театральных звезд туманного Альбиона. Хотя центральные роли шотландской знати Коэн подчеркнуто доверил американским актерам: Дензелу Вашингтону и Фрэнсис МакДорманд.

У обоих по несколько «Оскаров» и еще с десяток номинаций. Это артисты того ранга и масштаба, которым веришь безоговорочно, и конечно же, их супруги Макбет получаются идеальными властителями-тиранами с большим объемом внутри. Несмотря на минимализм, перекочевавший в манеру игры артистов, в их героях прослеживается сложный внутренний путь от добра к злу. Поэтому в картине так много крупных планов — Коэну интересно проследить не внешнее, но внутреннее движение супругов, увидеть, какие механизмы запускаются и ломаются внутри них.

«Трагедия Макбета»

«Трагедия Макбета» наследует линию недавних «Легенды о Зеленом рыцаре» и «Последней дуэли». И пусть эти картины выпускались в прокат, но очевидно, что подобные истории в наше время скорее могут выходить только при поддержке мощных онлайн-платформ. Не зря Ридли Скотт, постановщик «Дуэли», сетовал на аудиторию из-за низких кассовых сборов ленты — хотя художественно она сделана великолепно, но массово заманить зрителя в кинотеатры не смогла.

Какой окажется реакция публики на «Трагедию Макбета» — загадка. Критики наградили фильм исключительно высокими оценками, а бывший президент США Барак Обама даже включил его в свой личный список лучших релизов 2021 года.

«Трагедия Макбета»

Как бы там ни было, но Джоэл Коэн создал интересную и самобытную трактовку бессмертной трагедии Шекспира, в которой проблемы власти, оголтелой жестокости и предательства актуальны даже спустя почти 400 лет. Времена, пейзажи и герои меняется, но мир с его страстями остается прежним.

Ведь, как писал Шекспир: «Жизнь — это только тень, комедиант, паясничавший полчаса на сцене и тут же позабытый; это повесть, которую пересказал дурак: в ней много шума и ярости, нет лишь смысла».

Фото: Пресс-служба Apple TV+

Видео: Пресс-служба Apple TV+