Сэмюэл Л. Джексон борется с деменцией и собственным прошлым: рецензия на новый сериал актера
Птолемей Грей — 93-летний старик с деменцией, который мало что помнит о собственном прошлом. Его единственная связь с окружающим миром — любимый двоюродный внук Реджи — человек, продолжающий заботиться о Грее. Но однажды Реджи погибает, и на его смену приходит девочка-подросток Робин. Она сирота и такая же одинокая душа, как Птолемей. Странным образом между старцем и девушкой возникает сильная, почти родственная, связь, потому что любовь Робин оказывается глаголом — девушка отказывается просто наблюдать за болезненным процессом увядания Грея и пытается спасти Птолемея.
А когда доктор предлагает мужчине экспериментальное лечение, которое поможет вернуть ему память, но сильно сократить жизнь, герой соглашается. Вернувшись в сознание, Грей пытается успеть отхватить от своей жизни последние крохи: расследует таинственную смерть внука и отправляется в болезненное путешествие в свое прошлое.
В реальной жизни Сэмюэль Л. Джексон лишь на 20 лет младше своего экранного героя, но о деменции и болезни Альцгеймера знает не понаслышке — актер на протяжении многих лет спонсирует различные благотворительные организации, проводящие важные исследования для борьбы с этим заболеванием. На этом «случайность» выбранного сюжета для Джексона не заканчивается — главную роль в сериале актер подарил себе сам. «Последние дни Птолемея Грэя» основаны на одноименном романе Уолтера Мосли, права на экранизацию которого Джексон выкупил много лет назад.
Учитывая перечисленное выше, очевидно, что для Джексона это не просто очередной пункт в фильмографии, но что-то особенно личное. Кажется, что именно с этим ощущением «лебединой песни» актер и подошел к экранному воплощению своего героя: уязвимого, хрупкого, оказавшегося на страницах финальной главы собственной жизни.
Для Джексона это и правда во многом лебединая песня: у 73-летнего актера, который за свою многолетнюю карьеру успел поработать с лучшими режиссерами своего поколения и стать настоящей иконой афро-американского кино (да и кино вообще), до сих пор нет «Оскара».
У Джексона есть одна-единственная номинация за роль второго плана в «Криминальном чтиве» 1993 года выхода, но все последующие 30 лет киноакадемики старательно обделяли актера своим вниманием. Исправить ситуацию они решились только сейчас — буквально сегодня вечером за три дня до 94-й церемонии премии Джексон получит свой почетный «Оскар» за достижения в карьере.
Это скорее утешительный приз для тех, кто разделил участь артиста, — по какой-то неведомой причине всегда оказывался вне поля зрении киноакадемии, хотя оставил немыслимый след в киноискусстве.
Словно стараясь доказать свою правоту и напомнить о своей профессиональной состоятельности, Джексон вкладывает в «Последние дни Птолемея Грея» всю мощь своего таланта. Его страждущий герой разбивает зрительские сердца в первые же минуты: ему хочется помочь, спасти, уберечь.
Но спасать Грея приходится не только от внешнего зла (городская легенда гласит, что в квартире старика спрятан настоящий клад, охоту на который начинают вести и уличные бандиты, и ближайшие алчные родственники героя), но и зла внутреннего — Птолемей годами отчаянно убегал от собственных воспоминаний: таких немыслимо страшных, что с ними было невозможно жить.
В беседе с врачом Грей вопрошает: «Мог ли я намеренно забыть все то, что знал?». На что врач ему отвечает: «Знай я все то, что знаете вы… мне бы тоже захотелось от этого сбежать».
Но на 94-м году жизни — почти прощаясь с ней — Грей прекращает свой побег и оглядывается назад: вспоминает, как на его глазах линчевали и подожгли друга-афроамериканца; как умирала в муках его любимая жена, и многое другое. В какой-то момент невольно задашься вопросом: сколько всего может уместиться в состарившейся памяти героя, сколько может уложиться на осколках разбитого сердца?
«Последние дни Птолемея Грея» во многом наследует формат породившей его книги — это неспешное повествование с довольно простым сюжетом, в котором и детективная составляющая (поиск убийц своего внука), и социальная драма (коварство родственников Грея, попытавшихся разлучить его с Робин ради личной выгоды) отходят на второй план.
Это расслоение поджанров внутри одной истории кажется абсолютно логичным, потому что жизнь человека состоит не только из грандиозных проблем, но и из маленьких ежедневных трагедий — многие из которых скрыты от глаз окружающих.
Если войти в историю с необходимым уровнем эмпатии, просмотр сериала превращается в своего рода чтение хорошего романа: неспешного и запускающего внутри тебя важные внутренние механизмы.
И, кажется, что ровно такого эффекта Джексон и добивался — прочитал вслух историю спрятавшегося от самого себя героя, чтобы напомнить, как важно перестать убегать: от жизни и от воспоминаний о ней.
Фото: Пресс-служба Apple TV+