Кино и сериалы4 мин.

Почему сериалы про женщин-стендаперов стали так востребованы: 5 причин

Разбираемся на примерах
Время эпохи «пост» (постирония, постправда) диктует новые правила игры. В тот момент, когда все устали от традиционного юмора, в индустрии сменился и главный запрос аудитории. Отныне юморить может кто угодно, а сюжеты про женщин-стендаперов оказались особенно востребованы. Разбираемся в этих переменах и пытаемся понять, изменился ли заодно и общий повод для смеха.

Юмор отражает смену эпох

Кадр из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

Действие сериала «Удивительная миссис Мейзел» разворачивается в Нью-Йорке конца 50-х годов. Главная героиня шоу — примерная домохозяйка, любящая жена и ответственная мать Мириам Мейзел. Кажется, что налаженную жизнь ничто не сможет омрачить, пока однажды супруг Мириам не сообщает ей о своем желании покинуть семью и начать новую жизнь с другой женщиной.

С шоком Мейзел справляется неожиданным способом: вместо того чтобы оплакивать неудачный брак, она берет в руки микрофон и вдоволь смеется над ситуацией. Так на смену покладистой Мириам приходит «удивительная миссис Мейзел» — женщина-стендапер с острыми шутками, идеальной укладкой и бесстрашно говорящая со сцены на темы, до этого считавшиеся запретными.

Сериал пропитан атмосферой Голливуда прошлого века — добрый, умный, немного наивный. Одна из главных находок авторов — история карьерного взлета героини происходит во времена, когда сама идея карьеры для женщин считалась невозможной. Мириам лично пытается пробить стеклянный потолок и разрушить общественный стереотип о том, что женщине не положено хохмить. И надо отдать ей должное — у нее это отлично получается.

Юмор, построенный на идее сестринства

Кадр из сериала «Хитрости»

В сериале «Хитрости» легендарная комедиантка Дебора Венс будто бы стоит на вершине мира. У нее есть все: многолетняя успешная карьера, любовь аудитории, внушительное состояние. Но однажды ей сообщают, что ее шоу в Лас-Вегасе находится под угрозой — материалу Деборы не хватает актуальности, а шутки кажутся заезженными и старше нее самой.

Чтобы спасти карьеру, Венс заручается поддержкой юной и острой на язык сценаристки Авы. Девушка успела не просто зарекомендовать себя в индустрии, но и испытала на собственной шкуре культуру отмены — одна из ее шуток оказалась слишком «на грани».

Вместе Дебора и Ава пытаются придумать новое шоу — смелое, актуальное и не похожее на старый материал. Попутно они будут притираться друг к другу, находя точки соприкосновения и единый голос. Получился честный, смешной и совершенно обаятельный сериал про разницу поколений, которая вмиг стирается, стоит лишь прозвучать хорошей шутке.

Юмор, отрицающий запреты и нормы

Кадр из сериала «Блеск»

Сериал «Блеск» хоть и драмеди о женщинах-рестлерах, ищущих свой непростой путь к успеху, но место для шуток со сцены в нем тоже есть. В «Блеске» героини самых разных возрастов, социального статуса и бэкграунда объединяются на почве любви к постановочным дракам на ринге.

Главная удача проекта — не только хорошая драматическая история, смешанная с отличными шутками и яркими образами героинь, но и то, что он сумел наделить этих женских персонажей уникальными голосами. Поразительно, что действие сериала происходит в 80-х, но сюжет отражает проблемы нового времени (хотя и существовавшие всегда): здесь есть место обсуждению домогательств, феминизма и инклюзивности.

Но самое главное — проект выводит юмор и женских персонажей за рамки привычного. Бесстрашно дерущиеся на ринге женщины? Да пожалуйста! Смелые и развязные шутки «на грани»? Легко! В общем, получилось весело, глубоко и очень оригинально.

Суровый юмор про суровую действительность

Кадр из сериала «Я не шучу»

Сериалы про женщин-стендаперов, живущих где-то далеко от нас, — это, конечно, хорошо. Но как насчет наших реалий? В российском кино и на телевидении женщинам-юмористкам на большом экране пока негде было развернуться.

Сменить обстановку решились авторы сериала «Я не шучу». Это суровая и убедительная история о нашей с вами действительности: главная героиня вечерами выступает в небольших стендап-клубах, а днями тащит на себе семью, кредиты и целый вагон прочих проблем.

«Я не шучу» подкупает серьезностью высказывания, упакованного в шутку, — во время просмотра шоу, правда, иной раз приходится улыбаться сквозь слезы. Но получается почти терапевтический эффект, потому что юмор все еще лучшее лекарство.

Юмор, способный исцелять

Кадр из фильма «Все о Нине»

Продолжая тему смеха, который лечит от любых невзгод, невозможно не вспомнить фильм «Все о Нине». Живость и талант сделали Нину Гельд восходящей звездой комедийной сцены, однако за кулисами ее жизнь погружена в эмоциональный хаос, а на личном фронте у нее полная катастрофа. Скрываясь в Лос-Анджелесе от сложных отношений и готовясь к очень важному прослушиванию, Нина встречает Рэйфа, который заставляет ее заново взглянуть на свою жизнь.

Это трагикомичная история выживания одной молодой женщины в сложном мире мужчин. «Все о Нине» стала полнометражным дебютом режиссерки и сценаристки Эвы Вивес, а главную роль в проекте исполнила Мэри Элизабет Уинстэд («Скотт Пилигрим против всех», «Кловерфилд, 10», «Фарго»).

Фильм рассказывает историю женщины-комедиантки, оказавшейся в той жизненной точке, когда как-то особо не до смеха. Но, преодолевая себя и все проблемы, она становится сильнее, а ее материал — крепче, потому что проходит испытание на прочность. И давайте честно, научиться смеяться даже в самые тяжелые времена — суперспособность, которую хочется приобрести.

Фото: Пресс-служба; Kinopoisk.ru