Кому не хватило «Дюны»: почему сериал «Основание» — must see этой осени
В центре истории мир будущего, в котором люди сумели покорить межгалактическое пространство и расселились буквально по разным уголкам Вселенной. Главной властью в этом мире наделена созданная при помощи клонирования династия, состоящая из троицы Рассвета, Дня и Заката — трех мужчин, чей возраст отражает их имена: есть юный мальчик, зрелый муж и пожилой старик.
Пока сами властители уверены, что налаженному порядку вещей ничего не угрожает, сам мир катится к своему пусть и отстроченному, но финалу. Эту теорию с упертостью, достойной лучшего применения, отстаивает уникальный математик-мыслитель Гэри Сэлдон (Джаред Харрис).
Он сумел произвести сложные расчеты и предсказал гибель Вселенной. Борясь с Галактической империей и стараясь сохранить все нажитые знания человечества, он создает организацию «Основание», призванную стать мостиком между поколениями и проложить путь из настоящего в будущее, которое после великого краха будет создаваться с нуля.
Соратницей Сэлдона становится Гаал — одаренная девушка, разбирающаяся в высшей математике и еще не подозревающая, какая именно роль отведена ей в истории.
«Основание» — долгожданная экранизация цикла романов Айзека Азимова, писателя, предсказавшего настолько яркие и эффектные картины вероятного будущего, что его произведения продолжают захватывать умы читателей, так же как и 80 лет назад, несмотря на развитие технологий и визуального искусства. Кажется, что мы видели все и нас сложно удивить чем-то новым, но наследию Азимова это по-прежнему удается.
Сериал, состоящий из 10 эпизодов, едва ли перенесет на экраны весь цикл романов, но ставит себе задачей максимально отобразить придуманный автором мир — сложный, красочный, такой, от которого захватывает дух. За последний элемент в проекте отвечает впечатляющая компьютерная графика: даже понимая, что все это снималось на зеленом фоне и во время съемок актеры смотрели в стену, невозможно не восхититься созданным визуалом — этому миру веришь и в него хочется окунуться, рассматривая все до мельчайших деталей.
В самой истории есть все классические элементы жанра, его привычные тропы: избранный персонаж, призванный стать спасителем мира; наставник, которого нужно уметь не только слушаться, но с которым важно научиться и спорить, потому что ни один учитель не должен забронзоветь в собственных убеждениях, не терпящих возражений.
С этим экранным архетипом удачно справляется Джаред Харрис, который, подобно своему герою из «Чернобыля» академику Легасову, вновь играет ученого, отстаивающего правду, сражаясь с упертой и жестокой рукой власть имущих.
Его персонаж Гэри Сэлдон создал «психоисторию» — направление, способное предсказывать будущее мира. Для этого ему не нужны уловки экстрасенсов и вера в сверхъестественное — напротив, Азимов создал своего героя, дав ему лишь одну опору — науку. Цифр и внешних факторов достаточно, чтобы понять, по какому пути будет двигаться мир и куда это его заведет. При этом сам персонаж Харриса в одной из сцен шутит, отвечая на недоумение оппонентов: «Нет, конечно, сказать, что вы будете есть на завтрак, я не смогу».
Есть в истории и достойный протагониста враг, ослепленный желанием удержать власть даже перед лицом гибели всего человечества. Его роль играет харизматичный Ли Пейс, знакомый многим по трилогии «Хоббит» и относительно недавнему «Капитану Марвел». То есть этот артист в фантастических историях чувствует себя как рыба в воде. Тем более что фактура и актерская органика позволяют ему быть одинаково убедительным как в образе положительного героя, так и играя отталкивающего злодея.
Именно это столкновение двух мощных энергий, стихий, сопротивление веры в высшие силы и строгого расчета становятся главным зерном «Основания» — впечатляющей киноэпопеи, которая могла бы стать тривиальной фантастической историей, напичканной шаблонными инструментами жанра, если бы не крепкий литературный источник Азимова — властелина самых разных миров в их самых немыслимых вариациях.
И при всей масштабности созданного писателем полотна авторам сериала удается довольно просто ввести зрителя в курс дела, познакомить с ключевыми игроками вселенной «Основания» и ее внутренним устройством.
К слову, на руку создателям работает и тот факт, что проект выходит следом за «Дюной» Вильнева — самого ожидаемого фильма года, который частично пересекается с «Основанием». Да, здесь не будет гигантских червей и зыбучих песков, но есть настолько же красочный и продуманный мир будущего, за который будут так же самозабвенно сражаться, отвлекаясь лишь на то, чтобы в очередной раз полюбоваться красотой Вселенной, необъятной, равно прекрасной и опасной, — неизменной величины, которая переживет нас всех.
Фото: пресс-служба
Видео: пресс-служба