«Балет — это интриги, драмы, скандалы и бесконечная боль»
«Кино» — как много в этом слове. И ведь правда, сколько чрезвычайно удивительных возможностей нам, зрителям, подарило это искусство, и как много талантливых художников раскрыли себя именно в этом жанре. Кино — квинтэссенция всех видов искусств и самой жизни, я считаю. Плохое настроение — посмотри классный фильм, заинтересовала та или иная тема — посмотри документальный фильм по интересующему вопросу, нет свежих креативных решений — любой хороший фильм все равно что ларец с сокровищами для реализации визуальных или каких-либо других творческий идей и задач.
Лично завел себе ритуал — каждый выходной стараюсь выбираться в кино. Строго в одиночку. Покупаю билет на самое ближайшее свободное сиденье к выходу из зала и всегда с опозданием, полным надежд на просмотр шедевра, как мышь, заползаю в кинозал под конец рекламы и самым первым, едва досмотрев кино до конца, убегаю дальше по своим делам.
Фильмы о балете лично меня никогда особо не интересовали, но смотреть их приходилось. Некоторые показывали еще в академии в рамках учебы, какие-то советовали коллеги, ну, а некоторые гремели и штормили настолько сильно, что пройти мимо было просто невозможно. Именно последняя категория кинокартин о балете вызывает у меня больше всего вопросов и сомнений.
Балет, как узкопрофильный и недоступный массам мир, всегда держал и будет держать интерес обывателей вокруг своей подноготной. Пикантные исторические эпизоды с участием Матильды Кшесинской, Майи Плисецкой или Анастасии Волочковой только подливали масло в мнимый огонь страстей и только раззадоривали общественность, четко давая понять — «страсти там жуткие». Так отчасти и сформировалась эта нейронная связь в коллективном бессознательном, что балет — это интриги, драмы, скандалы и бесконечная боль. Так отчасти и есть, но все же «с прояснениями».
Возвращаясь к кино, то «спутать божий дар с яичницей» очень легко, особенно, когда смотрящий не шибко подкован в профильной теме фильма и не ориентируется в пространстве, в которое решил зайти. Может, это и не особо нужно — все зависит от цели просмотра кино и осознанности выбора. Пробежать глазами по мейнстримовой картине — почему бы и нет? Но если человек хочет разобраться в теме кино, то стоит внимательно относиться к тому, что выбираешь, смотришь, и анализировать увиденное.
На примере, как я думаю, самого широко известного фильма по нашей теме «Черный лебедь» давайте отделим зерна от плевел и выясним, насколько велика доля художественного вымысла в этой картине, а что же является задокументированной реальностью рутины артистов балета.
Абсолютно реальными в фильме показаны взаимоотношения главной героини и ее матери. Это классическая ситуация: мать холодна, эмоционально отрешена от ребенка и видит в нем инструмент для достижения своих, личных, когда-то нереализованные амбиций. При этом ребенок в такой системе без ума любит своего родителя и несет ему в клювике каждое свое новое достижение, но сатисфакции не достигает, так как такой родитель (точно такой же, как мама героини «Черного лебедя») никогда не будет удовлетворен достигнутым и будет вечно настаивать на большем.
В остальном киносюжет проходит по касательной относительно реальной жизни, очень часто заваливаясь в фантазии автора и всей креативной команды создателей. Ну, во-первых, никогда, в наше время, как звезда на голову, артистке средних успехов не упадет ведущая роль в спектакле. Это сложная бюрократическая процедура, требующая многих согласований на разных уровнях, как минимум. Да, девушке могут «дать попробовать», порепетировать, но никаким образом в официальном документе не может появиться «не та» фамилия. Далее — взаимоотношения балерины и худрука и ее репетитора по совместительству.
Когда-то очень давно, когда балет еще был совсем элитарным искусством, то мастера и педагоги, скорее всего, и могли позволить себе некие вольности в рабочих процессах. В нашу эру все процессы демократизировались, и работа стала просто работой. Даже такая необычная. Войти в образ, нащупать грани, изменить себя — задачи самой артистки, и ее могут лишь направить, в рамках вполне себе вменяемой корпоративной нормы и лексики, без каких-либо эротических полутонов.
Касаемо психического расстройства главной героини — эта история не что иное, как переработка части биографии балерины Ольги Спесивцевой — звезды русского императорского балета, несомненно лучшей исполнительницы роли Жизели в истории балета. Балерина настолько вошла в сценический образ, что в какой-то момент не смогла у себя в голове найти дверь, обратно ведущую в реальность, и рассудок покинул ее физическое тело. Это исторический факт. Повторю, именно оммаж этой драматичной истории лично я, сквозь пыль, пущенную режиссером картины в глаза зрителей, вижу в «Черном лебеде».
В целом — это художественная кассовая картина, для любителей «покрепче», «поперченнее» и «поострее». Если сбавить натиск всех средств выразительности и интриг примерно в полтора раза, то можно себе представить, как все есть на самом деле.
Для самых крепких и желающих действительно проститься, приблизиться к прекрасному и заглянуть в цеха балетного искусства, лично я рекомендую к просмотру следующие фильмы по балетной тематике: «Красные башмачки» (1948), «Кордебалет» (1985), «Фуэте» (1986) и «Авансцена» (2000).
Балетное закулисье, специфика и механики работы показаны максимально приближенно к реальности в этих работах, и они смогут дать более-менее ясное представление о том, что же такое «балетное искусство» изнутри.
Я и WMJ.ru желаем вам приятного просмотра!
Читайте также:
— «В воздухе всегда витали слухи о нестерпимом характере и остром языке Цискаридзе»
— «В один миг мне все стало понятно — как, кому и за что даются большие роли»
— «Растянутая одежда, грубоватые повадки и донельзя скудная речь»
Фото: Кадры из фильма «Черный лебедь»