«Поют все кому не лень»: Дубцова — о Карнавал с Долиной, сыне и сильных женщинах
WMJ.ru: На днях стало известно, что Вы будете в числе жюри юбилейного сезона «Ты супер!». Расскажите, каково быть в судейском кресле? Как Вам удается оставаться объективной, оценивая выступления детей? Тяжело ли говорить им «нет?»
Ирина Дубцова: Поскольку я не раз бывала и на месте конкурсанта, и на месте члена жюри, как в детских конкурсах, так и во взрослых, мне понятны чувства и тех, и других. Когда я впервые оказалась в судейском кресле, я поняла, что волнение конкурсанта вполне сравнимо с волнением члена жюри. На нас лежит большая ответственность. По сути дела, мы решаем чью-то судьбу. Человек, который идет на конкурс, будь то ребенок или взрослый, идет с тем, что он в жизни больше всего любит. А тут кто-то из компетентных артистов разных возрастов (Алексей Воробьев, Диана Арбенина и Игорь Яковлевич Крутой) вдруг говорит «нет», на что имеет полное право, так как члены жюри компетентны, профессиональны, мы имеем свой опыт и представление о том, как должен выглядеть артист, как он должен звучать.
Ирина Дубцова: Мы имеем право на свое мнение, но высказать это мнение мне, как человеку очень мягкому, наверное, тяжело. Я в какой-то степени этого боюсь, потому что дети, приходящие на это шоу, с особенной судьбой, лишены того, что есть у большинства детей, — родителей или полноценной семьи. Они нуждаются в нас, в нашем мнении. А что если наше мнение отрицательное? То есть то самое «нет», которое станет решающим в их судьбе? Это «нет» в любом случае повлияет положительно: может быть, это не их профессия или же им стоит учиться упорнее. У этих детей есть самое главное — у них есть время, например, чтобы подготовиться и прийти на следующий год.
Я уже решила, что, если в передаче будут участники, которые мне понравятся, но не пройдут дальше, обязательно буду обращаться к музыкальным руководителям коллективов и Домов культуры в их родных городах, чтобы они взяли их под свою опеку, обратили на них внимание и дали им возможность учиться дальше.
Ирина Дубцова: Другой вопрос — эти дети в таком возрасте, в котором сложно воспринимать слова взрослых. У всех деток в 12-15 лет происходят такие изменения в характере, что они склонны воспринимать взрослое мнение как неправильное. Они все поголовно считают нас другим поколением, старыми. Поэтому замечание или отказ они воспринимают в штыки. Вот этого я боюсь. Но я приняла решение, что постараюсь быть максимально объективной, однако не обещаю. Если мне будут все нравиться, я буду плакать с ними, обниматься, смеяться и так далее, потому что это дети со сложной судьбой. Всех спасти невозможно, но помочь хотя бы добрым словом или советом — это всегда в моих силах. Я, к слову, до сих пор не научилась говорить «нет», а мне почти сорок лет. Я тренируюсь на своих, на тех, кто не обидится (смеется). Это неумение в жизни очень мешает.
WMJ.ru: Что, на Ваш взгляд, важнее — голос или харизма?
Ирина Дубцова: Симбиоз этих понятий. Мы можем судить об этом с вами по тому, сколько мы за всю нашу жизнь наблюдали конкурсов. В них участвовало огромное количество поющих людей, и очень часто получается так, что хорошо поющих людей больше никто и нигде не видит, а людей, которые пели не так хорошо, но, например, были более харизматичными, мы слушаем годами, если не десятилетиями. Можно обладать великолепным голосом, пятью октавами и быть непризнанным. А можно не уметь петь, но быть безумно харизматичным и популярным. Потому что известность и популярность — это вещи разные. Можно стать известным с помощью денег, но не быть популярным. Найти продюсеров — это тоже не решение всех проблем.
Если нет желания, трудоспособности или четкого понимания, чего ты хочешь и кто ты, продюсера недостаточно, как и недостаточно огромного количества денег. Мы живем в таком мире, когда первые места и ротации, к сожалению, покупаются, это не секрет. Но это не гарант популярности.
WMJ.ru: Оглядываясь назад, вспомните, получали ли Вы сами отказы на музыкальных конкурсах? Если да, то как находили в себе силы двигаться дальше?
Ирина Дубцова: Я получала отказы. Недавно мы с подругой обсуждали как раз, как я однажды получила отказ. Я не могу сказать, кто мне отказал, это было еще до «Фабрики звезд». У меня уже на тот момент были песни «О нем» и «Медали», которые потом успешно вышли в альбомах. Мне сказали: «Слушай, ну ты девчонка симпатичная, найди себе мужика богатого и приходи с деньгами!» Был такой ответ от вполне серьезного человека, который на тот момент мог помочь мне с карьерой.
Ирина Дубцова: Потом я участвовала в большом количестве конкурсов и не везде занимала первые места. Да, я победила в «Фабрике звезд — 4», но на «Новой волне» в 2004 году, например, заняла второе место, что тоже очень почетно. У меня есть такое качество, которое во мне можно заметить, — я не склонна «хайповать». Оно у меня еще с детства. Я пела в коллективе, в котором руководителями были мои родители. Я могла бы быть только единственной солисткой, но нет, мне очень часто родители не давали исполнить строчки из какой-то песни, я с детства знала, что всего нужно добиться своим трудом, рвением и образованием.
Я благодарна за то, что мне родители не говорили, что я самая лучшая. Мне папа всегда говорил: «Очень хорошо, но…» И вот это «но» я запомнила на всю жизнь.
Ирина Дубцова: Ни на один конкурс я не шла с желанием победы или с мыслью «всех сделать». Я слышала неоднократно подобное от молодых исполнителей, для меня это плохая установка. Я шла на конкурс получить удовольствие, показать, а не доказать, есть разница. В первую очередь надо думать о себе и о том, что ты несешь, чего ты хочешь добиться и чем хочешь поделиться. Надо думать о своей нише, а не о том, что нужно чужие ниши разрушить. Моему сыну я умудряюсь доказать это. Он меня очень уважает, несмотря на то что мы с ним такие «братаны» (смеется).
WMJ.ru: Говоря о работе с детьми в «Ты супер!», скажите, помогает ли Вам то обстоятельство, что у Вас у самой подрастает сын-подросток?
Ирина Дубцова: Безусловно, мой материнский опыт, общение с сыном, его друзьями и детьми подруг влияет. Я вообще очень люблю детей, легко нахожу с ними язык, и так было всю жизнь. Неважно, пройдет ребенок или нет, если мне кто-то понравится, я обязательно напишу песню. Потому что я буду сидеть в кресле жюри не просто как певица, а еще и как поэт и композитор. Так что я имею такой ресурс, которым могу поделиться.
WMJ.ru: К слову, об Артеме, он уже решил, кем хочет стать? Думали ли Вы, в какой университет будете поступать — в Москве или за рубежом?
Ирина Дубцова: Сложный вопрос. Он идет в 9-й класс, учит второй язык, интересуется музыкой, скоро выйдет его первый трек, но это не является его профессией. Попробует, а дальше как пойдет. 9-й класс, 15 лет — такой возраст, когда дети только начинают определяться, если речь не идет о большом спорте, когда понятно, чему ребенок будет посвящать жизнь. Он еще не определился, он прекрасно знает компьютер и язык, я дала ему возможность попробовать все, дальнейшее решение — за ним. Он все-таки мальчик, девочку проще направить в какое-либо русло. Девочка может танцевать, не каждый мальчик пойдет танцевать. Вот мой не пошел, у него другие интересы, хотя двигается он прекрасно и у него есть способности. Я буду наблюдать этот год, а потом ненавязчиво дам дружеский совет. У него также есть друзья, папа, бабушка. Он будет учиться в России, а дальше уже как захочет.
© Ирина Дубцова с сыном Артемом
WMJ.ru: Что Вы думаете об образовании в целом? Применительно к людям творческих профессий так ли оно необходимо?
Ирина Дубцова: У меня нет высшего музыкального образования, а песни я пишу. Я не могу быть шикарной пианисткой, например, как Игорь Яковлевич Крутой. Я отвратительная пианистка, но тем не менее я композитор.
Я знаю людей, окончивших консерваторию, которые не стали мировыми знаменитостями. Я знаю известных артистов, которые вообще никогда не ходили в музыкальную школу. В этом деле не как в точных науках, где невозможно быть физиком-ядерщиком, не получая образования. А вот самообучение — это самое главное.
Ирина Дубцова: Я могу точно сказать, что занятия с педагогами по вокалу, которым я очень благодарна, не давали такого эффекта, как мое самообразование. Я помню, как сидела на полу у магнитофона, отматывала песни Уитни Хьюстон и Мэрайи Кэри назад и повторяла. И потом я пела в ресторане. Сейчас это караоке — отличная школа. А песни сочинять — это потому что я в детстве много читала, за это спасибо маме. Прочитанное все равно откладывается в голове. Наши дети читают меньше, потому что появились гаджеты. Это не вина детей, мы не можем их винить, мы жили в другое время, доступ к информации был иной — книги. Мой ребенок выучил английский язык с помощью компьютера, за который сейчас детей ругают.
WMJ.ru: Как у Артема обстоят дела с музыкой? Когда нам ждать от него суперхит?
Ирина Дубцова: Он записал трек, причем с саунд-продюсером, который делает треки многим, начиная от меня, заканчивая Егором Кридом и Моргенштерном. Планируем выход трека на осень. Почему бы не попробовать, сын мой со слухом и голосом, родители все-таки музыканты. Я не говорю про талант, но способности точно есть, музыкальный слух, чувство ритма, голос.
© Ирина Дубцова с сыном Артемом
WMJ.ru: Тяжело ли быть мамой мальчика-подростка? Вы строгая мама?
Ирина Дубцова: Я мама-друг. У меня достаточно беспроблемный ребенок, к счастью. Переходный возраст прошел незаметно. Мой сын перенял одно прекрасное качество от его дедушки, моего папы: будучи почти на голову меня выше, он никогда не пройдет просто так, он обязательно обнимет, чмокнет, даже если это длится одну секунду и он бежит куда-нибудь по своим делам. Мой папа был именно такой, он очень любил маму и никогда мимо не проходил: обязательно приобнять, чмокнуть, что-нибудь сказать. Вот насколько отпечатываются в памяти у детей, в их светлых, незасоренных головах такие правильные вещи. Когда сын был маленький, а я собиралась куда-то идти, стояла в гардеробной нарядная, он прибегал, прикладывал руку ко лбу, делал вид, что закатывает глаза и падает в обморок от красоты. Сейчас уже он говорит, например, «вот это мне нравится», «вот это не нравится», «переобуйся».
Сын может просто мне, как мужчина, что-то посоветовать. На его воспитание всегда хватает времени, вечером мы обязательно разговариваем, обязательно обсуждаем все подряд, он спрашивает, как у меня дела, его все интересует. Я делюсь с ним личной жизнью в том числе, потому что он мой друг.
WMJ.ru: Этим летом Вы отдыхали в Греции и активно делились с подписчиками снимками с отпуска, в том числе и в купальниках. В комментариях все наперебой восхищались Вашей фигурой и мы, признаться, тоже. Скажите, как Вам удается поддерживать себя в форме? Ограничиваете ли Вы себя в питании? Занимаетесь ли спортом?
Ирина Дубцова: Нет, я ни в чем себя не ограничиваю. Я не модель и не собираюсь соответствовать стандартам. Я такая, какая я есть, пишу песни. Поэтому вопрос фигуры вообще не ко мне. Количество моих концертов, к счастью, не зависит от параметров. Я себе нравлюсь, я абсолютно стандартного телосложения, мой максимум — размер M. Телевизор всегда прибавляет, и все это знают. В жизни мне часто говорят, что я намного меньше, чем на экране. Меня не интересует тема похудения, это совершенно не мое. Если говорить о лайфхаках, то просто нужно поменьше есть и совсем не употреблять алкоголь. Сейчас я спортом не занимаюсь, поскольку переболела ковидом и мне, в общем-то, нельзя и на это совсем нет сил.
© Ирина Дубцова
WMJ.ru: Как Вы ухаживаете за кожей и волосами? Какие процедуры делаете в салонах, а какие в домашних условиях? Какие средства обязательно найдутся в Вашей косметичке?
Ирина Дубцова: Я хожу к косметологу. Стараюсь делать это регулярно. Я не делаю никакие инъекции, но очень люблю аппаратные процедуры. Вообще, сейчас аппаратные процедуры такие классные, что прибегать к каким-то радикальным методам, например к пластическим операциями, не всегда имеет смысл.
Мне смешно, когда мне пишут, что я перекроила лицо. Это фильтры и правильный макияж.
Ирина Дубцова: Он (макияж), к слову, тоже изменился — раньше не так часто использовали коррекцию в макияже, например коррекцию носа. Даже мне, человеку с идеальным от природы носом, пишут о том, что я что-то с ним сделала. Я редко встречаю такие комментарии, но они вызывают у меня исключительно улыбку. Сейчас просто есть много методов его коррекции, например затемнение над верхней губой, поэтому он визуально становится короче.
В косметичке, если у меня нет концерта, у меня с собой только пудра. Я не люблю блески для губ или гигиенические помады. Если я еду куда-то, то беру полноценную косметичку: у меня есть тон, корректор, тушь и подводка для глаз, потому что я очень люблю стрелки. Стандартный набор.
© Ирина Дубцова
WMJ.ru: Вы редко появляетесь на красных дорожках, но всегда выглядите эффектно. Чем Вы руководствуетесь при выборе наряда?
Ирина Дубцова: Я всячески избегаю красных дорожек и практически на них не хожу. Если я посещаю какое-либо мероприятие, премию или светскую тусовку, то приезжаю позже. Не люблю красные дорожки, потому что всегда найдутся порядочные фотографы и непорядочные. И даже самый прекрасно выглядящий человек в роскошном наряде может быть высмеян, потому что неправильно поставлен кадр или на фотографию будет наложена неудачная обработка. Слава богу, есть фотографы, которые очень давно в этой профессии, настоящие фотографы-репортеры, а я практически со всеми очень давно знакома, второй десяток лет буквально. Знаю их как добропорядочных людей, любящих свою профессию, за что им огромное спасибо.
WMJ.ru: Назовите 3 вещи, которые Вы бы никогда не надели. Почему?
Ирина Дубцова: Недавно зарекалась, что не надену босоножки на липучках на плоской подошве, а потом с удовольствием проносила их все лето. Берет, пожалуй, не надену никогда. Даже в Париже, даже для фоточки (смеется). Однако мода меняется, как и настроение. Что-то, наверное, суперэкстравагантное не надела бы, я ближе к классике. Мой максимум — это перья, у меня уже вторая вещь в моих сценических нарядах с перьями.
WMJ.ru: Как Вы относитесь к современной музыке? Есть ли у Вас любимчики среди молодых артистов? Как композитор, написали бы Вы песню для условной Вали Карнавал? Взяли бы в свой продюсерский центр? Как относитесь к ее конфликту с Ларисой Долиной?
Ирина Дубцова: Я вообще не знаю, кто такая Валя Карнавал. А если я не знаю, значит, она не из моего круга интересов. Я не слышала про их конфликт с Ларисой Долиной. Но могу сказать, что Лариса Александровна — уважаемый мною артист, потрясающая женщина, талантливая. При этом если я не знаю человека или незнакома с его творчеством, то не вешаю ярлыки, поэтому никак не могу прокомментировать их конфликт.
Я считаю, что любое творчество имеет право на существование. Все люди имеют право творить все что угодно в рамках существующего законодательства и цензуры. Однако если это что-то нецензурное, то мне автоматически заранее не нравится. Поют все кому не лень. Если поет душа и если у этого творчества есть поклонники, это здорово.
WMJ.ru: В последнее время мы только и слышим, как западные звезды воссоединяются после многолетнего разрыва. Взять, например, тех же Дженнифер Лопес и Бена Аффлека. А Вы допускаете такую возможность?
Ирина Дубцова: Мой бывший муж — это мой родственник. Я его абсолютно не воспринимаю как сексуальный объект, и он даже не обидится, прочитав это или услышав. Мы в очень хороших отношениях с ним, с его родителями тоже. Мы можем поделиться друг с другом какими-то деталями личной жизни и все.
WMJ.ru: С какими качествами мужчины Вы бы никогда не смирились?
Ирина Дубцова: Есть одно качество, оно в себе объединяет очень многое. Это неумение или нежелание держать слово. Я бы выразилась одним хлестким словом, но оно нецензурное (смеется). Вранье — это немного другое, когда человек обманывает. А есть ситуации, когда человек именно не держит слово.
© Ирина Дубцова и Роман Черницын с сыном Артемом
WMJ.ru: Вы создаете впечатление сильной и уверенной в себе девушки. Считаете ли Вы себя феминисткой?
Ирина Дубцова: Нет, я точно не феминистка. Мне кажется, сильная и уверенная в себе женщина — это не всегда феминистка. Так случилось, что я это умею, также как и вкрутить лампочку, но предпочитаю этого не делать. Потому что есть мужчины, которые могут это сделать и делают лучше меня. Я девочка в отношениях с мужчинами. Ничего мужского у них забирать не хочу ни в коем случае. Но я самостоятельная, и это мне и мешает, и помогает. Хотелось бы соблюдать баланс, однако получается не всегда. Я абсолютно традиционная женщина и в отношениях с мужчинами, и во всем остальном.
WMJ.ru: У Вас наверняка очень плотный график. Как Вам удается совмещать работу с воспитанием сына? Как Вы отдыхаете?
Ирина Дубцова: Я сейчас заканчиваю альбом, плюс есть большое количество концертов. Слава богу, с соблюдением всех ковидных ограничений, потому что я сама этого очень боюсь. Я полтора года очень береглась и соблюдала все меры. Единственный раз, когда попала на закрытое мероприятие в рамках экономического форума, очутилась там без маски, сидела в ложе с друзьями, после чего заболела. Хорошо, что не дошло до больницы, потому что я вовремя обратилась к врачу и начала пить антибиотики.
Работы сейчас действительно много, если это не концерт, то это частный концерт. Съемки — рекламные или фотосессии для журналов или телепорталов. Однако сегодня у меня суперсвободный день: я еду на радио записывать джинглы, потом к косметологу, потом хочу выбрать себе туфли, а вечером ужинаю с друзьями, на что у меня давно не было времени.
WMJ.ru: Расскажите, как Вы отдыхаете. Что для Вас выходной?
Ирина Дубцова: Для меня выходной — это когда я дома и мне никуда не надо идти, включая косметологов и любимое радио. Недавно у меня были выходные, но что я делала дома? Я сменила всю повседневную посуду, потом еще разбирала кучу вещей. Вот как я провела выходной с домработницей и с мамой, понимаете, да? Я, конечно, очень устала в тот день, но потом с удовольствием легла в кровать, включила сериал и закончила свой выходной вот таким образом. Еще я очень люблю готовить. В свой выходной я обязательно еду в магазин или на рынок за определенными продуктами и с удовольствием готовлю.
Либо мой выходной день может выглядеть так: я встречаюсь с подружками, у которых тоже есть либо работа, либо маленькие дети. Мы как героини «Секса в большом городе», нас четыре подружки. И, когда мы совпадаем своими выходными, это, конечно, огромное счастье. При этом у нас всегда есть чат, в котором мы все можем пообсуждать.
WMJ.ru: Каковы Ваши творческие планы на ближайшее будущее?
Ирина Дубцова: У меня выходит долгожданный альбом, он уже готов, буквально доделываем последние песни, осталась детальная обработка. Потом планируем в ближайшее время, в начале сентября, съемки клипа на песню «Гештальты». Длительное время я буду в жюри «Ты супер!», так как проект продолжительный. И готовится очень интересный и неожиданный дуэт, этого дуэта в альбоме не будет, он появится синглом, но с кем, пока не скажу. Раз уж вы знаете, что мой взрослый, метр восемьдесят два, ребенок запел, — думаю, что его трек вместе с клипом мы выпустим тоже в скором времени.
Фото: Личный архив Ирины Дубцовой, пресс-служба телеканала НТВ