Капоэйра: бразильский боевой гопак
Танец-бой
Капоэйра – это бразильское танцевальное и боевое искусство. Родина капоэйры – Африка, откуда она перешла в Латинскую Америку. Поскольку владели капоэйрой деклассированные элементы – рабы и матросы, долгое время она находилась под запретом, как опасное искусство уличного боя.
Первая школа, предлагавшая систематическое обучение капоэйре, была открыта в Бразилии в 1932 году. Вскоре после этого экзотическое искусство проникло в Европу. Бразильские мастера привозили свое шоу, а взамен получали преданных учеников, одни из которых видели в капоэйре красивый танец, а другие – опасную боевую технику. В Россию капоэйра пришла всего 15 лет назад, и сегодня ее школы можно найти во многих крупных городах. Школы, как правило, связаны с бразильскими мастерами, которые приезжают «дать технику» из первых рук.
Модный фитнес
Современная капоэйра – это бесконтактный бой с акробатическими элементами под бразильскую музыку и песни. Музыку играют сами капоэйристы, создавая «оркестр капоэйры» – батерию. Играют на биринбао – однострунном смычковом инструменте, барабанах и бубнах. Музыка задает ритм и темп танцу, а также создает непередаваемую атмосферу, без которой многие капоэйристы просто не могут обходиться. Это «аше» – «счастье, эйфория».
Одна из причин нынешней популярности капоэйры даже среди тех, кто не имеет никакого отношения к иберийской культуре, – спортивная подготовка. Капоэйра быстро получила статус модной фитнес-дисциплины, поскольку на занятии задействованы все группы мышц. Работает все тело, от икр ног до шеи, вы растягиваетесь, прыгаете, учитесь акробатике. Капоэйра помогает при искривлении позвоночника, развивает реакцию, гибкость, ловкость, скорость и даже логику. Настоящая капоэйра – это танец в кругу с соперником, а два часа в спортивном зале до этого – очень хорошая физическая подготовка. Ты можешь сама почувствовать фитнес-эффект капоэйры, проделав основные движения вместе с нашим инструктором.
Упражнение «Джинга»
Ginga (джинга). Базовое движение, основной шаг капоэйриста. Говорят, «не умеешь делать джингу, не умеешь ничего». С опоры на левую ногу перемещаешься на правую, постоянно защищая руками голову и корпус, попеременно отводя одну руку в сторону (она защищает тебя сбоку). Джинга – движение сугубо индивидуальное, это основа твоего лично стиля капоэйры. Также в джинге видны боевые корни этого искусства, ведь ты должна как бы защищаться от удара, который может быть нанесен в любую секунду.
Упражнение «Бенсу»
Bencao (бенсу). Прямой удар пяткой вперед. Мощное толчковое движение. Наносится в любую часть тела (как правило, не ниже колена и не выше груди).
Упражнение «Негачива»
Negativa (негачива). Базовый элемент, выполняемый в положении сидя. Одна нога вытянута (но не до конца), рука опирается о пол, вторая защищает голову. Это органичное продолжение джинги – уход вниз с защитой от удара. Из этого внешне неудобного положения опытный капоэйрист может провести множество ударов и бросковых приемов.
Cocorinha (кокоринья). Очень простой и действенный уход от прямого и горизонтального удара. Ты резко опускаешься на корточки, равномерно на обе ноги, защищая при этом голову либо одной рукой, либо даже двумя, скрестив их. Иногда при этом делается небольшой подскок вперед, чтобы приблизиться к противнику.
Упражнение «Кешада»
Queixada (кешада). Маховое круговое движение ногой перед собой. Есть два похожих удара: кешада и меалуэ ди фрэнч. Один удар наносится внешней частью стопы (только не забывай, что капоэйра – бесконтактный бой), а другой – внутренней. На фотографии – кешада. Ты поворачиваешься боком, делаешь подшаг и выносишь внешнюю ногу вперед, делая полный круг.
Упражнение «Эшкива»
Esquiva (эшкива). Уход от удара, овладеть которым просто необходимо. Принцип прост: тебе нужно уйти – корпусом и головой – с линии атаки воображаемого противника. Ты можешь присесть на обе ноги и полностью наклониться в одну сторону, защищаясь рукой (на фото). Можно оставить одну ногу прямой, согнув другую и наклонившись к ней. Почти все связки в капоэйре включают эшкиву – совершенствуй свою защиту!
Упражнение «Кеда ди гинь»
Queda de rins ( кеда ди гинь ) . Этот элемент – и уход, и защита, и начало последующей атаки. Уходя от удара вниз, ты защищаешься не руками, а ногами. На руках и голове ты при этом стоишь, локоть упирается в бок. Ноги прижаты к груди (их можно опереть на локоть) либо подняты вверх. Когда капоэйрист быстро делает кеду ди гинь, кажется, что он падает на бок. Перенести весь вес на руки сначала будет сложно, но ты быстро научишься ловить и удерживать равновесие.
Фото: Ольга Дмитриенко специально для WomanJournal.ru