Дневник молодой мамы: зачем нужно раннее развитие?
Год – пора в школу?
Сегодня про раннее развитие детей молодым мамам начинают рассказывать буквально с самого зачатия. А ведь в нашем детстве не было частных детских садов и центров детского развития. Были ясли, муниципальные детские сады, танцевальные студии и художественно-музыкальные школы. И был еще дом детского творчества, где в одной комнате рисовали, в соседней – пели, а в холле играли на балалайках. Меня родители «развивали» по полной программе: я ходила в музыкальную школу по классу фортепиано и флейты, по выходным занималась самбо, а вечерами учила английский язык с папой.
В последнее время всевозможные центры раннего развития растут как на дрожжах: с вашим ребенком там готовы заниматься фитнесом, английским, лепкой, рисованием, хореографией. Уже с года его готовы учить читать и писать. Или, наоборот, принципиально не учить счету, чтению, письму до семи лет, зато без проблем – мастерить куклы, строгать из дерева кубики и машинки, печь булочки и выращивать овощи (в садах и центрах, практикующих вальдорфскую педагогику).
Признаюсь, и я сама не смогла равнодушно пройти мимо рекламы детского центра, где обещали занятия с логопедом, психологом, музыкальным педагогом, гимнастику, массаж, кукольный спектакль и всевозможное раннее развитие. И ровно в год Максим пошел в школу!
Занятия были очень интересными как для Макса, так и для меня. Педагоги меняли деятельность для детей каждые 10 минут, чтобы малыши не успели заскучать. Иногда я даже не успевала «въехать» в одно задание, а преподаватель уже предлагал другое. Вот только что детки собирали рассыпанные по полу грибочки в корзинки, а вот уже рисуют красками за столом. Только что ползали и бегали по полосе препятствий, а теперь уже собирают пирамидки и паззлы или сортируют кубики по цветам, водят хоровод под музыку, вылавливают ложкой орешки из мисок с водой, хрюкают, гавкают и мяукают вместе с пришедшими к ним в гости плюшевыми зверями. Вообще, ассортимент игр и заданий был чрезвычайно широк: ранее развитие – это еще и очень увлекательно. В конце занятия – традиционный кукольный спектакль, который помогает собрать всех деток вместе и успокоить перед дорогой домой. Так весело и незаметно пролетел год.
А когда Максиму исполнилось два года, в центре раннего развития нас перевели в группу постарше. В сентябре после летнего перерыва мы с удивлением обнаружили вместо привычных ящиков с игрушками столики и стульчики, кубики Зайцева со слогами, плакаты с цифрами и указки. Так мы поняли, что раннее развитие – это еще и серьезная учеба!
Насильно мил не будешь
Логопед занималась с детками по своей, наверное, хорошей и правильной методике. Но Максим просто не мог высидеть 20 минут на одном месте, повторяя буквы и цифры. На первом занятии он проявил чудеса усидчивости, собирая башенку из кубиков с одинаковыми слогами, но его хватило минут на 5. Потом он начал носиться по комнате, прыгать по дивану, ползать по-пластунски – в общем, заниматься чем угодно, только не буквами и цифрами. Что удивительно, другие дети терпеливо показывали указкой цифры от 1 до 20, повторяли слоги, составляли кубики и выполняли все задания педагога.
Зато когда мы перебираемся в другую комнату с красками, фломастерами, мольбертом, пластилином, Макс с головой уходит в творческий процесс. И порой мне приходится буквально силой его отдирать от стола.
Но занятие с логопедом просто проходило впустую. Я уже стала сомневаться в пользе наших посещений. И тогда педагоги мне рассказали замечательную историю. В этот же центр ходила тихая бабушка с очень активным внуком Сереженькой. Он ничего не хотел делать. Абсолютно. Он отказывался рисовать, лепить, вырезать, рассматривать картинки и даже катать машинки по дорожкам (не говоря уже о буквах и цифрах!). И вот эта терпеливейшая бабуля три месяца водила с детьми хороводы, красила, лепила и клеила. А Сережа бегал по комнате или просиживал все занятия под столом, изредка оглашая комнату криками «Кукареку!».
И однажды все увидели, что бабуля сидит на стуле и крестится, глядя на внука. А Сережа вылез из своего убежища под столом и присоединился к другим детям. С этого момента он делал ВСЕ задания в группе!
В общем, вывод простой: делайте все задания сами. Рано или поздно ребенок к вам присоединится! Только при условии, что ему нравится в центре раннего развития, даже если он там ничем не занимается, бегает и хулиганит.
Рекомендуют никого в школу раннего развития не водить насильно. Преподаватели советуют еще дома спрашивать ребенка: «Поедем заниматься?» И если малыш ответит «нет», лучше остаться дома.
А оно нам нужно?
Мне кажется, такие занятия дают возможность поставить жирную галочку на совести мамы. Мол, я занимаюсь ранним развитием ребенка, развиваю его по вторникам и пятницам с 10 до 11, значит, я хорошая мама. К тому же на подобных занятиях можно почерпнуть много полезных идей, чем заняться дома с ребенком.
Ребенок учится общаться, занятия в коллективе организуют. Многие мамы замечают, что дома малышу не нравится рисовать и лепить, а на занятиях с другими детьми он все это делает с удовольствием.
Ребенок получает новые эмоции, пробует новые виды деятельности. Он действительно развивается, растет. Мы прозанимались уже два месяца. Прогресс есть! Максим уже даже согласен делать пальчиковую гимнастику. И во время творческих занятий я уже частенько выхожу из комнаты, и Макс самостоятельно рисует (лепит, красит) под руководством педагога.
Осталось только занятие с логопедом. Но я верю, что мы рано или поздно покорим этот Эверест из кубиков с буквами: пример терпеливой бабушки у меня перед глазами.
Каждый родитель, конечно, сам вправе решить, нужно ли его ребенку раннее развитие. Я для себя уже давно решила и отступаться не собираюсь. А вы?
Жду ваших писем с вопросами по адресу lenasaj@wmj.ru.
Фото: из личного архива Лены Сай.