Я – человек из железобетона! МЫСЛИ ВСЛУХ Федора Бондарчука
Федор Бондарчук, режиссер, 41 год
Это была нереально сложная работа. 11 месяцев съемок, 222 съемочных дня, съемочная группа из 200 человек с разных концов света… Два с половиной года подготовки, тысячи эскизов Тани Мамедовой – художника по костюмам, 63 съемочных объекта, постоянные переговоры с военными, которых пришлось привлекать.
В России нет закона, который позволил бы Вооруженным силам помогать Федеральному агентству по кинематографии, поэтому мы уехали на Украину. Помимо того что мы нашли там невероятно фактурные места для съемок, мы сумели договориться с военными. 18 танков Т-60, которые были переделаны под инопланетную военную технику, и несколько десятков солдат нам предоставила армия Украины.
Сценарий переделывали 26 раз, и это несмотря на то, что писали его Мария и Сергей Дьяченко, которые сами по себе не только самостоятельные фантасты, но и ученики Стругацких, поэтому любят и чтят «букву» Стругацких. Когда Борис Натанович узнал, что сценарий пишут именно они, он сказал: «Ну, эти плохо не напишут»...
Сначала мы попытались уместить это все в один фильм, но это оказалось нереально: четыре часа экранного времени – это все-таки слишком. В итоге получилось два фильма с хронометражем 2 часа 15 минут первый и 1 час 45 минут – второй. Вторая часть «Обитаемого острова» менее говорливая и более зрелищная. Я такого кино еще не видел, честно вам скажу.
<module_link id="link1"></module_link>
Скажу вам по секрету: следующим моим фильмом будет картина про Сталинград. Почему? Во-первых, 65 лет Сталинградской битве, во-вторых, сценарий смертельный, железобетонная драматургия, и там есть человеческий характер.
Меня часто спрашивают, буду ли снимать «Волны гасят ветер». Права на эту экранизацию купил Роднянский, и я не выдержу еще одной фантастики. Я только пришел в себя месяц тому назад, даже у меня были нервные срывы, потому что это оказалось слишком тяжело. Но вообще, Стругацкие – это благодатное поле. Есть еще «Жук в муравейнике»… Еще есть что снимать.
Я не умею проигрывать. Профессия режиссера предполагает держать удар и помогать держать его тем, кто с тобой работает.
Сейчас у меня сложности с исполнителем главной роли. В данный момент у него реальная психологическая проблема – парень не справляется. И вот накануне премьеры занимаюсь его психическим здоровьем. Но я попадал и в более серьезные ситуации. Так что справимся…
Больше всего боюсь за здоровье близких – моей жены и детей. Это самый главный страх. Остальное – решаемые проблемы.
Я боялся снимать «Обитаемый остров», потому что это большая ответственность, большие деньги, никто этого раньше не делал, макетчиков нет. Мы бы могли на макетах снимать, но макеты никто не делает. Компьютерную графику делают, но не в таком объеме. У нас только-только стали появляться отличные операторы, хорошие кинокамеры. Нет хороших декораторов, реквизита... Но я переборол свой страх и попробовал. И доволен результатом.
Моему племяннику Косте (Константину Крюкову. – Прим. ред.) снесло голову от успеха. Теперь появляется везде, хватается за все. Он рекламирует какие-то духи, кофе, черт знает что. Так нельзя, я его за это журю. Он пробовался и на роль Максима, но просто не подошел.
<module_link id="link1"></module_link>
У меня есть бизнес – сейчас большие вложения идут в проект «Главкино». Это будет первый в нашей стране трехтысячный съемочный павильон. Представьте себе: 25 гектаров земли в 5 километрах от Новорижского шоссе, 11 павильонов стоимостью $100 млн! Строительство мы планировали начать через два года. Но сейчас кризис, и многое непонятно… Посмотрим, что будет.
Поколение сегодняшних сорокалетних, которые пережили первый дефолт, второй дефолт и вот сейчас переживают мировой финансовый кризис, – это такие железобетонные люди. Я тоже замешан на этом вот бетоне, так что сдаваться не собираюсь. Все еще впереди!