Самоирония мастера интеллектуальной комедии: 10 лучших фильмов Вуди Аллена
Вуди Аллену 75 лет, однако, год за годом любимец зрителей не перестает доказывать, что не зря заработал себе славу одного из самых идейных и плодовитых режиссеров Америки. В феврале на российские экраны выходит его новый фильм «Ты встретишь высокого незнакомца». И это уже сороковая лента в послужном списке режиссера!
Вуди Аллен, как обычно, не без иронии, возвращается к одной из любимых тем – превратностям отношений между мужчиной и женщиной. В преддверии юбилейной премьеры мы решили выбрать девять хитов признанного мастера интеллектуальной комедии и заодно рассказать про новую ленту режиссера.
«Ты встретишь высокого незнакомца» (2010)
Для самого Вуди Аллена вопрос «Чем сердце успокоить?», по-видимому, раз и навсегда разрешился в пользу творчества и самоиронии. А вот для героини его нового фильма дело с гаданиями обстоит не так просто.
Пожилую даму Хелену, которую играет Джемма Джонс, ради молодой пассии оставляет ее престарелый супруг в исполнении знаменитого «каннибала» Энтони Хопкинса. Однако искать свою судьбу никогда не поздно! С этой целью главная героиня обращается за помощью к эксцентричной предсказательнице. В то время как все члены семьи Хелены пытаются устроить ее личную жизнь, эта непоколебимая старушка преследует суженого ей высокого темноволосого незнакомца, не желая слушать никого, кроме магических карт.
Сам Вуди Аллен в фильме не играет, однако свое отсутствие с лихвой компенсирует впечатляющим актерским составом. В картине, помимо Джонс и Хопкинса, появляются звезда «Миллионера из трущоб» Фрида Пинто, Наоми Уоттс и даже Антонио Бандерас.
«Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972)
Интригующее название этого фильма режиссер позаимствовал у книги американского сексопатолога Дэвида Рубина. А новеллы, составляющие фильм, представляют собой беззлобные и изобретательные пародии на расхожие мифы о сексе. «Секс – самое забавное из всего того, чем я мог заниматься без смеха», – признался однажды сам Вуди.
В этом фильме Вуди Аллен с помощью иронии и нарочитых преувеличений (чего стоит только одна десятиметровая грудь, преследующая героя!) доводит до абсурда ту серьезность, с которой порой люди подходят к вопросам секса.
А последняя новелла под названием «Что происходит при эякуляции?» – одна из самых необычных откровенных сцен в истории кино – заставляет смеяться от всей души. В ней все происходящее во время свидания «с продолжением» показано изнутри организма типичного интеллигента. Из мозга, похожего на центр управления полетами, органам отдаются команды: «включить уши», «принять пищу», «активировать все имеющиеся руки». Мускулистые работяги в нужный момент крутят лебедку, обеспечивая эрекцию, а отряд сперматозоидов-новобранцев готовится к своей главной миссии – «отправиться делать малышей!».
Луиза Лассер – вторая жена Вуди Аллена – сыграла в этой новелле «объект любви». Сам же Вуди блистательно вжился в роль нерешительного сперматозоида, готовящегося вместе со своими хвостатыми «коллегами» к выбросу в пугающую неизвестность.
«Энни Холл» (1977)
Одна из немногих комедий, получивших премию «Оскар» как лучший фильм года.
Критики называют эту картину первым «почти серьезным» фильмом Вуди Аллена. А для многих зрителей это одна из лучших лент о любви в фильмографии режиссера. Романтический и грустный сюжет «Энни Холл» во многом автобиографичен. Здесь излюбленный Вуди Алленом персонаж запутавшегося в своих неврозах интеллектуала и отчаянного романтика сыгран им с большой самоиронией, очень трогательно и реалистично.
Столь же тонко отвечает ему и его партнерша по фильму Дайан Китон, бывшая возлюбленная режиссера, оставшаяся после расставания близким другом Вуди Аллена. Кстати, само название картины – это имя бабушки Дайан Китон, а Холл – настоящая фамилия актрисы, взявшей псевдоним в честь классического комика Голливуда – Бастора Китона.
Многие отрывки диалогов из фильма давно разошлись на цитаты и афоризмы.
Помимо золотой статуэтки в номинации «Лучший фильм года», лента «Энни Холл» удостоилась еще трех премий «Оскар» (за лучшую женскую роль, лучшую режиссуру и сценарий) и других престижных наград.
«Манхэттен» (1979)
«Манхэттен» – самый нелюбимый фильм самого Вуди Аллена и одна из самых поэтичных и глубоких картин режиссера. В нем Аллен проводит нас по излюбленным улочкам и набережным, мостам, музеям и уютным кинозалам дорогого его сердцу города. Непростые отношения героев складываются в запутанный любовный многоугольник на фоне графичного черно-белого Нью-Йорка.
Диалоги персонажей не раз сквозь иронию повествуют о самых глубоких чувствах, а музыка Гершвина, которая звучит на протяжении всего фильма, еще больше влюбляет зрителя в сказочный Нью-Йорк эпохи 70-х. В этом фильме мы опять встречаемся с парой Аллен–Китон. А еще это один из первых полнометражных фильмов, где появляется Мерил Стрип!
«Пурпурная роза Каира» (1985)
«Ну и что, что он вымышленный, ты же не можешь получить все и сразу!» – так отвечает героиня Мии Фэрроу тем, кто не хочет верить, что она встретила мужчину своей мечты и что он самый настоящий киногерой, а не… настоящий человек.
Романтическая фантасмагория в стиле ретро «Пурпурная роза Каира» – невероятно смешной фильм о том, как во времена Великой депрессии в США 30-х годов скромная официантка Сесилия пытается убежать от жестокой реальности в мир волшебных грез кинематографа. И однажды случается чудо: ее кумир Том Бакстер, «Мистер Совершенство», сходит с черно-белого экрана в зрительный зал в объятия обезумевшей от счастья Сесилии.
Прекрасная Миа Фэрроу сама на тот момент была и музой, и киногероем для Вуди Аллена, который успел за время их отношений снять в своих фильмах добрую половину ее родственников. А вот «Мистер Совершенство» во плоти Джефф Джонс, прекрасный актер, к несчастью, известен российским зрителям скорее как нелепый блондин-простофиля из комедии «Тупой и еще тупее».
Фильм «Пурпурная роза Каира» зачаровывает и опьяняет, как и та магия кино, о которой в нем рассказывает Вуди Аллен.
«Ханна и сестры» (1986)
Еще одна история о любви от мастера комедийной драмы, принесшая в копилку Вуди Аллена три премии «Оскар». Что если представить себе чеховских трех сестер, только воплощенных в нью-йоркских красотках из 80-х годов?
Миа Фэрроу, сыгравшая в 13 картинах Вуди Аллена, в этом фильме замечательно воплощает Ханну – знаменитую актрису и обворожительную умную женщину. Дайан Уист и Барбара Херши, сыгравшие ее сестер Холли и Ли, тоже не отстают по красоте и очарованию. Между прочим, Дайан Уист обе свои премии «Оскар» заработала именно за роли в фильмах маэстро Аллена. В этом же фильме одну из своих наиболее интересных ролей сыграл и Макс фон Сюдов, любимый актер Ингмара Бергмана. В роли матери Ханны снялась мать Мии Фэрроу, актриса Морин О’Салливан.
Сам Вуди Аллен сыграл фантастического ипохондрика, который в своих нервных и занудных размышлениях о религии, философии, смерти и любви находит-таки истину, которая заключается во фразе, далекой от всех философий: «Дорогой, я беременна!». Наконец-то в душе героя наступает гармония, излечивающая его от страхов.
«Мужья и жены» (1992)
Фильм «Мужья и жены» – самая грустная из всех трагикомедий Вуди Аллена и, по признанию режиссера, один из лучших фильмов в его творчестве.
Переломный момент в жизни двух супругов, кризис среднего возраста и разочарование в прошлом и настоящем. Не случайно съемки фильма пришлись на трудный период в жизни самого Вуди Аллена. В 1992 году разрушился многолетний союз режиссера с его музой и ведущей актрисой Мией Фэрроу. Крах их отношений вызвал невероятный скандал, когда Аллен ушел от Фэрроу к ее приемной дочери – 21-летней кореянке Сун-Ю.
Мии, сыгравшей в этом фильме свою последнюю роль у Вуди, даже не пришлось изображать усталость и злость. Отказаться от роли актрисе не позволил только связывавший ее контракт. Так что картина «Мужья и жены» не просто автобиографична – она символична, в ней изложены чувства и переживания Аллена в тот момент, и все герои ленты имеют какую-то связь с личной жизнью режиссера. Даже героине, в которую по ходу фильма влюбляется герой Аллена, по фильму тоже 21 год. Картина не сделала больших сборов в прокате, но была на ура принята критиками и ценителями кино.
«Пули над Бродвеем» (1994)
Великолепная, легкая и задорная стилизация под гангстерское кино 30-х. И еще один писательский образ! Внешне фильм выглядит как настоящая киноклассика в духе фильмов с Хэмфри Боггартом. Здесь и костюмы, и кабаре с длинноногими певицами, и перестрелки, и пузатые мафиози. Однако, как гениальный пародист, Аллен умудряется удержаться на зыбкой грани многих жанров, не «скатываясь» ни в один. Получилась шумная и ироничная комедия с глубоким смыслом о сути творчества и искусства.
Не обошлось кино и без излюбленного режиссером образа смешного и запутавшегося в жизни интеллектуала. Сам Аллен, видимо, счел себя староватым для главной роли, но его с успехом заменил Джон Кьюсак, сыгравший подающего надежды драматурга.
По признанию Вуди Аллена, «Пули над Бродвеем» – один из тех фильмов, которые удались ему лучше всего. В итоге Дайан Уист досталась вторая в ее жизни премия «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, а Вуди Аллену – еще шесть номинаций на «Оскар».
Справедливости ради стоит отметить, что сам Аллен никогда не придавал большого значения наградам и почетным церемониям. Оправдание этому он всегда находил одно и то же: как всегда, по пятницам он играет в клубе со своим оркестром и не может пропустить выступление.
«Матч-пойнт» (2005)
«Матч-пойнт» – серьезный фильм с элементами триллера и заявкой на психологизм в духе Достоевского. Увлекательный сюжет и интрига держат внимание зрителя до последнего: будет ли пойман и наказан настоящий виновник убийства?
Главный герой фильма стоит перед дилеммой, понятной многим: то он хочет одного, то другого, однако выбор никогда не дается просто! Жертвуя, как кажется, меньшим, герой решается на убийство бывшей возлюбленной... Однако одна маленькая деталь – обручальное кольцо жертвы – может разрушить весь тщательно спланированный замысел идеального преступления…
И все эти мрачные психологические перипетии происходят на фоне картин из жизни преуспевающих слоев британского общества, на фоне роскошных теннисных кортов и бескрайних лугов. Захватывающая дух психологическая драма о везении и роли случая не была бы такой роскошной без актерской игры Скарлетт Йоханссон, Мэтью Гуди и Джонатана Риз-Майерса.
«Вики Кристина Барселона» (2008)
Это кино не оставило равнодушным даже высоколобое жюри Каннского кинофестиваля. Простая история о курортном приключении двух подружек-американок превращается в клубок страстей и эмоций, как только маэстро Вуди Аллен вплетает в него нить испанской страсти в лице красавца-художника Антонио и его бывшей женушки с необузданным темпераментом.
Вики и Кристина – полные противоположности и во взглядах на любовь, и в готовности к смелым экспериментам. Но вот незадача, новому испанскому знакомому по душе сразу обе красотки, в чем он искренне признается, предлагая девушкам весело провести время в Барселоне. К такой щекотливой ситуации неожиданно добавляется еще одно обстоятельство: бывшая жена Антонио, эксцентричная художница в исполнении Пенелопы Круз, кажется, не намерена смириться с изменой, и тут начинается настоящий ураган страстей! Аллену в очередной раз удается с необыкновенным мастерством раскрыть тонкие грани женского характера. С ролью свободной как ветер Кристины отлично справляется любимая муза режиссера Скарлетт Йоханссон, роль консервативной Вики Вуди Аллен доверил Ребекке Холл, а неподражаемые Пенелопа Круз и Хавьер Бардем отлично сыграли страстную и ревнивую пару. Легкий и солнечный, как сама Барселона, фильм закружит тебя в знойном и волнующем испанском танго!