«Продолжения истории Шанель не будет». Мысли вслух Анн Фонтен
Коко Шанель всегда интересовала меня как женщина. Женщина огромного темперамента и такой силы воли, которая мало кому была свойственна в те времена. С молодых лет она была ни на кого не похожа, была очень бедной, не получила никакого образования, воспитания. Потрясающе интересно наблюдать, как при том образе жизни, который она вела в те годы, Коко Шанель пришла к своему призванию, как придумала новый стиль и произвела революцию в сознании.
Коко – это первая современная женщина. Феминистка по сути, но очень женственная, она перевернула понятие о красоте и стиле. Она была очень худенькая, с телом андрогина, ее красота была нетипичной для того времени. Прежде всего она придумала способ одеваться для самой себя, а уже потом все женщины захотели быть на нее похожими.
Меня часто спрашивают, почему я сняла картину о начале ее жизни, о том периоде, когда она еще не стала примой fashion -индустрии. Но именно этот период показался мне самым интересным, это была моя позиция, если хотите. Никто не знает, какова была ее молодость; даже во Франции мало кто может что-то об этом рассказать. Я хотела понять, как молодая провинциальная женщина без родителей, необразованная сирота сумела придумать новый стиль и начать новую эпоху, стать вдохновением и примером для всех женщин. Наш фильм – это генезис всего того, что потом стало ее успехом.
Коко прожила 87 лет! О такой долгий и насыщенной жизни можно снять и пять, и шесть фильмов . Возможно, не все моменты будут одинаково интересны, но нельзя рассказать историю жизни такой женщины даже за семь-восемь часов! По-моему, для того, чтобы понять историю успеха, к человеку нужно подходить глубоко и ответственно.
Этот фильм мне помогал делать Карл Лагерфельд. Я не зависела от дома Chanel, не делала фильм для этой марки. В конце фильма показано то самое первое дефиле – и вот лишь для него вся одежда была предоставлена Музеем Chanel, где хранятся все платья, созданные самой Шанель. Я могла использовать эти вещи с благословения маэстро Лагерфельда.
Почему я выбрала Одри Тоту на роль Коко? Во-первых, у них есть очевидное внешнее сходство. Кроме того, они похожи и складом личности: Одри из настоящей французской глубинки, и у нее есть настоящий французский шик. Это особенная вещь – французский шик, что-то такое элегантное, что-то особенное, неповторимое. Одри доверилась мне немедленно, прямо с самого начала. Я переговорила с ней и после этого начала работать над сценарием, ни на мгновение не сомневаясь, что это самый лучший выбор во Франции.
Стиль Шанель – это элегантность и простота. Шанель говорила: «Мода выходит из моды, только стиль вечен». Мода приходит, уходит, она не длится. Шанель упростила женскую одежду, чтобы женщина могла чувствовать себя удобно, бегать, ходить, заниматься спортом, что в те времена и в той одежде было невозможно: некоторым образом можно сказать, что она освободила тело. Она создала образ такой женщины, которая хотела работать и не зависеть от мужчины. Она придумала то, что мы все носим сегодня: куртки, брюки, простую современную одежду, то, что носит Одри Тоту в фильме. Если мы наденем эту одежду сейчас, она тоже будет по-настоящему шикарной и очень актуальной!
Меня часто спрашивают : вы сняли фильм о Коко, потому что сами обожаете ее одежду? Вы модница? Нет. Марка – это марка, а я не привязываюсь ни к каким маркам, я вообще не люблю, когда на одежду что-то наклеено. У каждого свой стиль, менять его не надо, и, я думаю, Шанель бы со мной согласилась в том, что в первую очередь важна личность женщины.
Мода – не главное в этой истории. Но, признаюсь вам по секрету, после этого фильма я стала больше интересоваться модой и тенденциями. Сначала меня поразила сама Коко, ее личность и история. Но моя героиня придумала моду, и мне стало интересно, а что же за вещи предложила Шанель, чем они отличаются от других и что делает дом моды Chanel сейчас.
Я многому научилась у Коко. Шанель сама себя построила, сама себя создала. Сначала она была, как подросток, нескладная, бедная. Она хотела петь, но пела очень плохо. Но она не испугалась, она все попробовала, она хотела быть всем – и певицей, и стилистом, и модной иконой. Шанель это все сумела, но со мной вышло несколько по-другому. Я никогда не мечтала быть режиссером, я долго занималась танцами. Потом меня увидел какой-то режиссер и, когда мне было 16 лет, дал мне роль в спектакле «Нотр-Дам». Я сыграла Эсмеральду и после этого стала актрисой. Все произошло само собой, но изначально я не хотела быть актрисой. Знаете почему? Потому что я не могла сама контролировать происходящее. И вот где-то лет в 25 я поняла, что больше не хочу делать то, что мне не нравится. В итоге у меня все получилось, пусть и позже, чем у Коко. Ее пример в очередной раз убедил меня, что надо быть уверенной в себе и делать то, что нравится.
До приезда к вам я представляла фильм в Америке, и меня спросили, не хочу ли я снять биографию Майкла Джексона. Я не понимаю, что общего между Коко и Джексоном – только то, что у них было много поклонников и они известные личности? Я не собираюсь зацикливаться на биографиях, я сняла фильм про Шанель, потому что мне самой была интересна и близка ее история. Мне предложили сделать фильм о Пикассо, но это абсурд. Мне могут предложить каких угодно известных персонажей, но я не буду ими заниматься, разве только какой-то персонаж меня еще так же заинтересует. Я рада, что в России меня не спрашивали о том, буду ли я снимать продолжение истории Шанель.
Фото: Shanel