Игры разума: «Бэтмен Аполло» Виктора Пелевина
В новом романе «Бэтман Аполло» Пелевин в который раз утверждает, что все в мире продано, а многообразие жизни – лишь цветастая занавеска, за которой равнодушие дружит со страданием и договаривается с алчностью.
Вампир Рама обучился погружаться в смерть, влюбился в американскую вампиршу-диссидентку, стал любовником главной русской вампирши – Великой Мыши, провел много бесед на метафизические темы, в том числе с позитивистским графом Дракулой.
Впервые Пелевин в процессе переосмысления российской действительности вернулся к сюжету, придуманному уже ранее: «Бэтмен Аполло» – продолжение предыдущего романа Empire V. Виктор Олегович завел свою вампирскую сагу, и вряд ли причиной тому «баблос» (в романе – вампирская кормежка, доводящая до экстаза), хотя тема денег актуальна, все-таки гигантский тираж – 150 тысяч экземпляров книжки – не хухры мухры. Пелевин всегда ловил тренды, как комаров, и вампиризм – не худшая метафора того, что происходит на нашей родине.
Еще до издания книжки появилась информация о том, что писатель, который, не был на Болотной площади и не проявлял оппозиционность иными способами, написал роман про протестное движение. Поэтому книжку так и ждали, пытаясь урвать и напечатать сочный кусочек. На самом же деле в романе вовсе не оказалось развешанных по видным местам белых ленточек. Пелевин хоть и отзеркалил недавние события, но под своим фирменным углом – так, что нашлось место даже для пошлого сравнения «дела Мохнаткина» с Pussy Riot, и это в его «гламурно-дискурсивной» вселенной означает лишь то, что дамы перестали подбривать лобок. В общем, о самом сокровенном (мы об оппозиционном движении), да так походя… Разумеется, не получив обещанного, критики набросились на роман.
Но про протест все же есть, точнее, про его рождение. Тот путь самоосознания, который проходит вампирчик Рама-второй, вполне схож с тем путем самоосознания, на котором стоят многие из нас, достигая по ходу движения скучных и правдивых выводов: нас надувают, от нас ничего не зависит. Возможно, до тех пор, пока мы сами не изменимся и не оставим в покое нами же выбранные миражи.
«...куда ты отвернешь-то, Рама? Ты что, думаешь у нас руль есть? Нам только педали крутить разрешают». Неважно, человек ты или вампир, отборной, лоснящейся, пластмассовой красной икры, выбранной кем-то другим, достанется всем.
А подсказка у автора, как водится, вполне буддистская: «Никакого счастья во внешнем мире нет, там одни материальные объекты».
Фото: Pelevin.nov.ru, Vk.com/Viktor.pelevin