Громкая премьера российского кинематографа – фильм «Звезда»
Компания Disney приготовила нам большой подарок: в московском кинотеатре «Октябрь» была представлена новая работа режиссера Анны Меликян «Звезда». Для прессы кинокартина была показана за две недели до выхода в широкий прокат. Ранее она уже получила призы на кинофестивале «Кинотавр». Тогда кинолента и ее создатели получили две награды – за лучшую женскую роль и за лучшую режиссуру.
Главные герои картины – начинающая, но не слишком перспективная актриса, уверенная в том, что загадка славы кроется в успешно проведенных пластических операциях, 15-летний подросток, страдающий от невнимания отца, его молодая мачеха, которой внезапно сообщают о том, что ей осталось жить пару месяцев.
Повышенный интерес столичной публики к «Звезде» объясним и тем, что режиссер Анна Меликян сделала серьезный перерыв между съемками кинолент «Русалка» и «Звезда»: эти шесть лет она занималась продюсерской работой. Создатели фильма особенно ответственно подошли к подбору героев фильма: кастинг на главные роли длился 1,5 года, при этом сами съемки заняли 2,5 месяца.
В главных ролях «Звезды» задействованы малоизвестные российскому зрителю артисты: грузинская актриса Тина Далакишвили, Северия Янушаускайте, а также впервые сыгравший в кино Павел Табаков. Поддержать дебютанта пришли его знаменитые родители Марина Зудина и Олег Табаков. Анна Меликян, представляя исполнителей главных ролей, назвала Павла «сыном полка», а также поблагодарила сидевших в зале Олега Табакова и Марину Зудину «за такого замечательного мальчика».
С чего же начинается картина «Звезда»?
Кажется, привычный московский мир, мир зимы холода и неудач втягивает зрителя в узнаваемую сюжетную линию «Золушки». Только в «Звезде» честная и красивая девочка, которой суждено встретить своего принца, словно показана в двух временных рамках: прошлом и будущем.
Одна из героинь – провинциальная девушка Маша, приехавшая удивлять и восхищать Москву, пока не стала актрисой или певицей, и, похоже, блестящее будущее для нее не скоро наступит. Однако девушка с подозрительно завидным упорством стремится к успеху и не перестает мечтать. Для этого она шаг за шагом перекраивает тело и душу. Маша воплощает начало «звездного» пути.
Вторая героиня – та, которой Маша так желает стать, она представляет собой своеобразный портрет Дориана Грея, скрытый под красивыми вещами и изуродованный «жизнью в достатке». Рита – светская львица, подруга стареющего замминистра, та, которой просто не о чем мечтать, нечего желать, и она каждый день плывет по реке смерти в ад – анализы, теплые фекалии, бывшая канализационная подстанция, грязная Москва, ненавистный секс. Страшный диагноз становится своеобразным минусом на минус и перечеркивает надежды Риты на дальнейшее размеренное плавание между берегами жизни и смерти, выбрасывает ее из привычного круга фиктивных дел, ненужных забот, друзей-призраков.
Между героинями прошлого и будущего находится современный Иван-дурак Костя, которому предстоит пройти инициацию, чтобы стать Иваном-царевичем. Для Маши он пока не стал женихом, а для Риты едва не стал приемным сыном, а также тем, кто подарит им обеим полцарства. У каждого из троих свои мечты, свое представление о реализации целей и свой звездный час, который откроет их зрителю с неожиданной стороны.
Полтора года Анна Меликян искала актрис на главные роли. Тинатин Далакишвили приглянулась режиссеру еще с романтической комедии «Любовь с акцентом», а Северия Янушаускайте – с драмы «Анархия в Жирмунае».
«Звезда» – не самый обычный фильм для российского кинематографа
«Звезда» далека от знакомых нам стереотипов и с трудом вписывается в жанровые рамки. Сначала кажется, что нам рассказывают историю о Золушке, потом мы видим скитания Одиссея и одновременно страдания Гамлета, в то же время в «Звезде» мы узнаем сказочные перипетии русского фольклора вместе с Иваном – крестьянским сыном, который должен стать царевичем, вместе с Кощеем, что чахнет над златом мировой культуры, вместе со Змеем Горынычем, что прячется в пещере, и заколдованной Василисой Прекрасной, что ждет, когда ее расколдуют. И от этого «Звезда», как ребус, еще более восторгает и удивляет.
Первые минуты не предвещают ничего неожиданного. С узнаваемым юмором режиссера, долей цинизма и иронии фильм под лупой преподносит привычные образы, так надоевшие нам в сериалах и мелодрамах. Героиня из прошлого не самая умная, не самая талантливая, но невероятно энергичная девушка, считающая себя не менее значимой фигурой, чем Одри Хепберн, Скарлетт Йоханнсон или Анджелина Джоли, о чем недвусмысленно намекает умелая рука оператора и режиссера, показывая нам плакаты со стен в недостроенном доме, где живет героиня, о чем намекают беседы в модной клинике пластической хирургии. Желание стать звездой не позволяет девушке останавливаться, и под медицинский нож идут губы, уши и грудь девушки. Ее и жалко, и нет. Остается надежда, что жизнь должна ее чему-то научить. Но жизнь учит по-своему. И кажется, что настоящие усвоенные героями уроки зритель увидит только финале.
Вторая героиня – преувеличенный, гротескный образ гламурной стервы. Она уже прошла через операции, желание стать звездой, сравнение себя со знаменитыми актрисами, она уже получила все, что хотела, она пережила все свои мечты. Она – будущее, та самая звезда, немного искаженная, немного потухшая, усталая, но звезда. Единственное оставшееся ее желание – выйти замуж за богатого «папика». Подвешенное положение Риты подчеркивается ее постоянным движением, она словно висит в воздухе, держится на воде. Однако фатальный диагноз расставляет все на свои места: Рита обретает почву и себя прежнюю.
В середине неспешного и вполне предсказуемого движения картина делает неожиданный крюк, и две звезды, прошлая и будущая, начинают со скоростью комет приближаться друг к другу. Маша стремительно летит к солнцу, она через боль и страдания приобретает искусственно созданный «псевдогламур». Рита, наоборот, этот гламур теряет. И две столь разные и столь похожие девушки, как две части стереокартинки, однажды просыпаются в одной недостроенной квартире, чтобы стать одним объемным образом. Режиссер беспощадна к героиням, она заставляет их пройти путь к желаемому и истинному до конца, потом остановиться, вдохнуть и сделать новый шаг.
«Звезда» удивляет неожиданными поворотами сюжета
Фильм удивит зрителя еще одним, уже финальным поворотом сюжета, он, как закруженная пружина, ударит по пальцам. Ведь эта история посвящена не привычной нам внешней искусственной красоте, стремлению к богатству или славе. Режиссер рассказывает о том, как необходима часто минимальная поддержка близких, как вера в себя сдвигает горы. И, безусловно, «Звезда» – это о любви. Режиссер учит зрителя смотреть за картинку, за то, что кажется очевидным, искать подтекст и другую сторону медали, искать возможные варианты развития действия и не ждать простых ответов.
Образы и узнаваемы, и невероятны, сюжетные линии просты, но витиевато закручены, фильм и смешной, и грустный одновременно.
«Звезда» не раскрывает какие-то новые горизонты, фильм все так же берется за классические сюжеты. Но это то кино, после которого хочется жить, хочется мечтать, хочется действовать так, как будто сегодняшний день – последний, хочется желаний и радости. Потому что в итоге выясняется, что белое – черное, а черное – белое, и самый глупый и недалекий оказывается самым мудрым и самым сильным, а самый жестокий и самый уверенный в себе оказывается слабым, беззащитным и наивным.
Во время кинопремьеры внимания со стороны режиссера удостоился каждый, кому «Звезда» обязана существованием: от декораторов, реквизиторов, художников по костюмам и звукорежиссера до исполнителей главных ролей. И все они стояли друг с другом на одной сцене. Поблагодарив команду, Анна Меликян обратилась к залу: «Сегодня вы увидите режиссерскую версию фильма: 4 декабря в прокат выйдет другой, соответствующий всем законам Российской Федерации вариант. Кино длинное, но досмотрите, пожалуйста, до конца — самое важное в последних пяти минутах».
Зрители прислушались к просьбе режиссера и, затаив дыхание, смотрели фильм все 2,5 часа. Пока не закончился показ, премьерный зал кинотеатра «Октябрь» никто не оставил.