Арт-ликбез: разбираемся в живописи XX века
После выставки Серова интерес к живописи у граждан заметно повысился, чтобы быть в тренде, неплохо бы научиться отличать кубизм от супрематизма или хотя бы знать «поименно» основные направления живописи ХХ века. Аудиогид, конечно, есть в любом музее, но гораздо интересней самой провести экскурсию для бойфренда. Пусть окончательно убедится: ты не только красавица, но и умница.
Для начала придется усвоить, что живопись ХХ века условно делится на два периода: модернизм и постмодернизм. В каждом было немало течений, и ты, конечно, можешь зазубрить их все и даже усвоить фамилии наиболее ярких представителей, но мы предлагаем сосредоточиться лишь на некоторых. Поверь, даже в этом случае ты произведешь неизгладимое впечатление на бойфренда и подруг. Конечно, в том случае, если они не выпускники МГАХИ им. В. И. Сурикова, не практикующие художники и не художественные критики. Итак, приступим!
Зародился в 1863 году в Париже, на открытии «Салона Отверженных» — выставки, призванной показать миру «другое искусство», новый, порой эпатирующий взгляд на вещи в пику устоявшимся канонам академической живописи. Говоря иными словами — это была звонкая пощечина общественному вкусу. Это в наши дни Олег Кулик может скакать голышом — дескать, перформанс, и вызывать при этом аплодисменты, а в середине XIX века даже малейшее отступление от канонов живописи каралось как минимум общественным порицанием. В 1863 году в парижском Дворце промышленности должен был состояться очередной Художественный салон, жюри отклонило более четырех тысяч работ, в результате раздосадованные художники-новаторы, среди которых были Мане, Сезанн, Писсаро и Ренуар, устроили собственный «Салон Отверженных» — Salon des Refusés.
Направление живописи 10-20-х годов прежде всего в Италии и России. Как художественное направление футуризм появился на свет с легкой подачи итальянского поэта Филиппо Маринетти, который в феврале 1909 года опубликовал «Манифест футуризма» в газете «Фигаро». В частности, он писал, что 30-летние — самые старые среди нас, и за 10 лет надо успеть выполнить свою задачу, а потом придет новое поколение и выбросит нас в мусор. Сильно, да? Футуристы воспевали технический прогресс, механизмы, энергию разрушения и войну во всех областях и проявлениях. Излюбленными «героями» работ художников-футуристов — Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Давида Бурлюка — были поезда, автомобили, самолеты, а мотоцикл вообще был объявлен чуть ли не венцом творения. Это направление живописи легко опознать по обилию пересечений, сдвигов и нагромождений форм на полотне. Оригинально, но так сразу и не разберешься, что, собственно, хотел сказать художник.
По мнению некоторых искусствоведов, и мы, пожалуй, с ними согласимся, кубизм — самая радикальная революция в искусстве со времен Возрождения. Тут все не так уж и сложно. Название говорит само за себя — куб он куб и есть, а кубизм — это деформация и разложение предметов на геометрические плоскости. Яркие представители кубизма: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис, Натан Альтман и даже Поль Сезанн. В общем, как увидишь «Портрет Фернанды» или «Портрет Амбруаза Воллара» Пикассо, как бы невзначай заметь: «Ах, эти кубисты с их особенным, таким угловатым взглядом на мир!». Кстати, в поисках своего художественного «я» многие мастера творили то в одной, то в другой манере, поэтому и неудивительно, что, например, Сезанна мы знаем преимущественно как постимпрессиониста.
На смену угловатому кубизму пришел странный во всех отношениях сюрреализм, а вместе с ним и когорта художников, чьи имена, кажется, на слуху не только у выпускников художественных вузов. Бесчисленные иллюзии и зубодробительное сочетание разнообразных форм — вот визитная карточка этого художественного направления, зародившегося в начале 20-х годов XX века. Совмещение сна и реальности, иррациональность и абсурд, фантасмагория и коллаж — все это про сюрреализм. Чтобы найти вдохновение для своих весьма и весьма необычных работ, художники голодали, употребляли наркотики, напивались в стельку и отказывались ото сна. Погружаясь в глубины собственного подсознания, художники создавали удивительные шедевры вроде стекающих часов или джентльмена с яблоком вместо головы. Яркие представители этого направления — Рене Магритт, Хуан Миро, Джорджо де Кирико и, конечно же, великий и ужасный Сальвадор Дали. Кто-то без ума от его творчества, кого-то оно откровенно бесит, но равнодушных нет. Художник, поэт, философ, сценарист, безапелляционно заявивший «Сюрреализм — это я!» стал не только «лицом» сюрреализма, но и брендом. Красный кожаный диван в виде губ, созданный Дали в 1974 году вместе с испанским дизайнером Оскаром Тускетс Бланкой, аромат Salvador Dali, созданный в 1983 году парфюмером Альберто Морилласом… В общем, Дали — наше все!
Фовизм, как и сюрреализм, опознать очень просто. Если первый — просто странный, то второй — очень яркий. Локальное направление живописи, названное от французского fauve — «дикий», просто обескураживает вспышками предельно ярких, открытых цветов. Фовисты — Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Жорж Брак, Кес ван Донген — самовыражались через буйство красок, минимализм, использовали мотивы японских гравюр, пытались переосмыслить творчество великих постимпрессионистов Винсента Ван Гога и Поля Сезанна. Идеологом фовизма был Матисс, работы которого «Девушка с бубном», «Красные рыбы» и «Танец» раз и навсегда вошли в мировую сокровищницу живописи. При виде этих работ некоторые малообразованные в художественном плане люди со слабо развитым чувством прекрасного нередко восклицают: «Что за детская мазня, и я так могу», но ты им не верь. В 1990 году цена на «Обнаженную со спины» Матисса составляла $18 496 млн. Ничего себе такая мазня, да?
Это во всех смыслах «выразительное» (от фр. expression — «выразительность») направление живописи было популярно в большей степени в Германии в первые десятилетия XX века. Художники выплескивали на холсты свой протест против несовершенств и уродства окружающего мира, чувство крушения всех мечт и неизбежного приближения трагического конца. В общем, все плохо, все пропало! Мистицизм и пессимизм, гротеск, деформация предметов, резкие красочные контрасты — все это про экспрессионизм, стиль, который не столько изображает действительность, сколько передает чувство, эмоции художника. Резкие и нервные мазки, ломаные линии и цветовые контрасты — все это ДНК работ Оскара Кокошки и Эгон Шилле, Пауля Клее, Хаима Сутина, Эрнста Людвига Кирхнера, Августа Маке. Визитная карточка экспрессионизма — картина норвежца Эдварда Мунка «Крик». Ну, такая нелепая, словно нарисованная ребенком. Ты видела ее сто раз, и, уверены, считаешь как минимум странной. Между тем, «Крик» был и остается одной из самых дорогих картин наших дней. В 2012 году на торгах Sotheby's в Нью-Йорке она была продана за $119 992 500. Не забудь упомянуть об этом, когда бойфренд пригласит тебя на выставку экспрессионистов.
В переводе с латинского supremus — «высший», «первейший». Направление авангардной живописи первой половины XX века, создателем и теоретиком которого был художник Казимир Малевич. Его коллегами по цеху были Михаил Менков, Иван Пуни, Ольга Розанова, Николай Суетин. Попытайся запомнить хотя бы пару фамилий. Итак, супрематизм — это бодрый микс из разноцветных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) и объемных форм на плоскости. «Супрематизм делится на три стадии по числу квадратов — черного, красного и белого, черный период, цветной и белый», — писал в одной из своих работ Малевич. Ты только вдумайся в это. Уму непостижимо! В общем, увидишь «Черный квадрат», который является частью триптиха, в который входят «Черный круг» и «Черный крест», уверенно отчеканивай — супремтаизм! — и делай умное лицо. Это же Малевич — понимать надо!
Переосмысление идей модернизма и авангарда — так коротко можно обозначить художественные тенденции, появившиеся в 60-х годах XX века: поп-арт, примитивизм, граффити, гиперреализм и минимализм. Опознавательные черты постмодернизма — эклектика и коллаж, смешение существующих форм, стилей и манер, тут главное не само произведение, как это ни странно, а то, как оно воздействует на зрителя. В общем, как говорил герой произведения Пелевина «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда»: «постмодернизм — это когда ты делаешь куклу куклы, и сам при этом кукла».
Одно из самых ярких, легко узнаваемых и столь любимых модельерами направлений XX века. Поп-арт появился после Второй мировой войны в США как ответ на запрос общества. У людей стали появляться «свободные» деньги, которые они могли потратить не только на вещи первой необходимости. Начала формироваться массовая (поп-) культура, вещи стали символами, атрибутами определенных социальных групп. Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Эдуардо Паолоцци и Ричард Гамильтон — творцы высокохудожественных произведений массовой культуры. В западном обществе культ денег? «Ок, возведу-ка я его в Абсолют!», — подумал Уорхол и изобразил доллар на полотне, а еще банку супа Campbell, Мэрилин Монро и еще много-много чего. Рой Лихтенштейн сосредоточился на героях комиксов, которые при всей своей «примитивности» изображали у него высокие человеческие чувства — любовь, ненависть, патриотизм. А все началось с того, что сын попросил его изобразить нечто такое же красивое… как комикс. В результате в 1961 году Америка увидела его работу «Смотри, Микки». Рой Лихтенштейн получил классическое художественное образование, что не помешало ему создавать картины, которые выглядели, как напечатанные. Трафарет, ограниченная цветовая гамма и переосмысление уже существующих образов — вот он, поп-арт во всей красе.
В русском языке название этого художественного направления носит слегка отрицательный характер, поэтому более уместно использовать термин «наивное искусство». Как понятно из названия, это направление отличается чистотой восприятия и упрощенностью изображения, что в большинстве случаев объясняется тем, что многие художники-примитивисты не имели соответствующего образования. Подумаешь! Анри «Таможенник» Руссо, Нико Пиросмани, Иван Генералич, Бабушка Мозес, Никифор Крыницкий — выдающиеся художники-примитивисты XX века, которых, как говорится, надо знать в лицо. Поближе познакомившись с искусством наивных художников,возможно, ты пересмотришь отношение к собственному творчеству. Теперь ты знаешь, что это не малопрофессиональная мазня — это наивное искусство.
От итальянского graffiare — «царапать» — нацарапанные на любой поверхности символы. По сути, это уличное искусство. Витиеватые надписи и изображения на зданиях, транспорте, сделанные с помощью аэрозольных баллончиков с краской, отсюда и второе название граффити — spray-art. Граффити как художественное направление появилось в 70-е в Нью-Йорке, когда безработные художники, преимущественно пуэрториканцы, выражали себя, а заодно и протест против своего незавидного положения. Сейчас образцы «пульверизаторного искусства» можно увидеть не только на зданиях и других городских постройках, но и в галереях современного искусства. Жан-Мишель Баския, Стэш, Шепард Фэйри (тот самый создатель постера с надписью Obey), Кит Харинг и, конечно, Бэнкси. Можно долго обсуждать художественную ценность граффити, подозревая художников в порче муниципальной собственности, но как бы мы к этому ни относились — это направление живописи XX века. Чтобы в этом окончательно убедиться, посмотри фильм «Выход через сувенирную лавку» и отправляйся в Питер, в Музей уличного искусства. Постоянная экспозиция находится на Заводе слоистых пластиков (увидеть ее можно только с экскурсией), есть еще публичная площадка для временных экспозиций и мероприятий. На заводе представлено около 20 монументальных работ уличных художников, «муралов» — Паши 183 и Тимофея Ради, Кирилла Кто, Никиты Nomerz'а, Escif'а. На одной из стен можно увидеть впечатляющее изображение обновленного кроссовера Subaru XV. Обязательно сфотографируйтесь на его фоне, даже если пока и не собираетесь покупать автомобиль. С каждым годом тема граффити, вообще, становится все более популярной. Так, 25 февраля, в рамках международной выставки Viber Sticky Fingers 2: My City, My Vibe Москву впервые посетил один из самых известных граффити-художников современности Алек Монополи. Он известен всему миру благодаря использованию в своих работах образа Мистера Монополии из одноименной игры.
Скрупулезное изображение действительности с фотографической точностью, поэтому второе название гиперреализма — фотореализм. Помешанные на безупречной детализации, гиперреалисты добиваются небывалой, прямо таки дьявольской реалистичности, создавая не просто «фотокопии», как утверждают злопыхатели, а самые настоящие живые картины. Зачем, если можно сделать фотку, спросишь ты, но это и есть постмодерн, детка. Имена, которые тебе стоит запомнить — Диего Фацио, Хосе Вергара, Педро Кампос, Самуэль Сильва, Джереми Геддес, Хуан Франсиско Касса.
Простые геометрические формы, лаконичность, единообразие и монохромность — тут все ясно, не ошибешься. Как замечают сами художники, работы минималистов идеально вписываются в современный интерьер. Все началось в 60-е, когда американский художник Фрэнк Стелла создал серию «Черных картин», на которых были изображены — ты почти угадала — черные линии. Возможно, эти фамилии тебе ничего не скажут, но Мэл Бочнер, Роберт Риман, Сол Левитт, Дэн Флавин — это те самые люди, которые помогли минимализму стать самостоятельным направлением в искусстве, за что им большой респект.
Фото: Pinterest, Subaru.