Культура5 мин.

5 лайфхаков профессиональной съемки на смартфон от Ирины Мироновой

Знать, чтобы снимать
Телефон — чтобы звонить, смартфон — чтобы серфить в Интернете и потреблять контент: теперь все не так. Новые поколения миллениалов и зумеров пересмотрели эти взгляды.

Сегодня у нас в кармане помещается не просто будильник, часы, диктофон, калькулятор и мессенджеры, но и целое киносъемочное оборудование. Одни возразят, что это не профессиональная аппаратура, красивые снимки на смартфон — не более чем рекламный ход со стороны их производителей. Другие скажут: чтобы снимать, нужен талант. Но нет, уверенно заявляем, что одного телефона вам более чем достаточно!

Режиссер-клипмейкер Ирина Миронова всегда опережала свое время. Виртуозного владения стандартными приемами ей всегда было недостаточно — она искала новые, революционные решения и стала первой в России, кто снял официальное музыкальное видео на мобильный телефон.

© пресс-служба

Ирина — настоящий амбассадор клипмейкинга. Она убеждена, что входным порогом на съемочную площадку является желание. Стать профи может каждый — для воплощения этой идеи в декабре 2020 года знаменитый режиссер создала собственную авторскую школу MIRONOVA online SCHOOL, в которой делится секретами профессии.

Специально для WMJ.ru Ирина подготовила пять ключевых советов по видеосъемке на мобильный телефон.

1
Подготовка к съемкам: сценарий и раскадровка

Включить телефон и нажать на кнопку недостаточно, хотя, конечно, есть блогеры, которые прославились незамысловатыми видео с фронтальной камеры. В числе таких счастливчиков пародисты, вокалисты, обладатели уникальной мимики, необычного тембра голоса, особенной внешности. Все же это ниша не для всех. Даже самый простой флешмоб с лабиринтом для кошки и собаки станет интереснее, если снять его нетривиально: правильно выбрать ракурс, подумать о цветовой гамме или смонтировать в обратном порядке. Даже в, казалось бы, совсем бесхитростных, но ставших популярными видео с танцами и переодеваниями зачастую прослеживается выверенная драматургия. Советую не пренебрегать сценарием и сделать хотя бы набросок сюжета, последовательности кадров. Импровизация — хорошо, а четкий план гораздо лучше, особенно для новичков.

Можно пойти дальше — нарисовать раскадровку, чтобы объяснить пусть даже самому себе, где стоит камера и находятся герои, что еще присутствует в кадре. Мастерство художника не нужно, объекты обозначим схематично. Главное — сам кадр: композиция и построение мизансцены. Для особо дотошных советую прописать таймлайн и выстроить четкий хронометраж. При такой кропотливой подготовке станет гораздо проще монтировать отснятый материал. Даже если склеек нет, внутрикадровый монтаж тоже требует проработки, причем иногда еще более тщательной.

© Depositphotos

Продумайте все, от костюмов до реквизита, заранее. Используйте для съемки доступные подручные средства. Сценарий должен быть реалистичным в производстве, а не излишне амбициозным. Подход в духе «Сниму-ка я «Фаворитку» или «Серебряные коньки» с одного дубля за минуту и без опыта» обречен на провал. Исторические сюжеты, трюки, видео с животными сложнее всего для съемки. В начале пути это может быть ни к чему: только отобьет мотивацию, лишив возможности развиваться поступательно. К примеру, блогер BadComedian для своих кинообзоров использует любые доступные подручные средства, например муку, продукты и пр., и получается органично. Юрий Дудь, Ирина Шихман и прочие журналисты-блогеры задали тренд на текстовые подписи, субтитры в видео, которые не столь трудоемкие, но значительно упрощают восприятие.

2
Подбор площадок и поиск целевой аудитории

Кому, для чего, по какому каналу передавать информацию — это одно из ключевых правил маркетинга, которое отлично применяется во всех сферах. Быстрый или медленный ритм, доступный язык либо сложный технический профессиональный сленг, юмор или серьезность — выбор зависит прежде всего не от темы, а от целевой аудитории. Подумайте, на какой площадке вы будете размещать видео: подход охватить все и вся не работает в современном сегментированном мире. При этом у каждой платформы есть свои технические требования по хронометражу и другим параметрам и свои тренды. Документальный формат и видеообзоры зайдут прежде всего на YouTube, вайны в TikTok, а лайфстайл-контент в Instagram.

© Freepik.com

Проведите анализ платформы — отберите десяток популярных на ней блогеров, проследите за их фишками. Не снимайте, просто чтобы снять, — объем и длительность не важны, главное — содержание. Долго раскачиваться все же не советую — по данным исследований, для удержания и привлечения зрителей сейчас достаточно от 8 до 20 секунд. Этого времени хватает, чтобы понять, интересен ли контент.

3
Наберитесь терпения: делайте несколько дублей

Залог успеха — дисциплина и методичность: снимайте несколько дублей, разные крупности и ракурсы. Материала должно хватить для монтажа, выбора удачных кадров и отсева брака. Даже в отлично выстроенном кадре что-то может пойти не так: звуки ремонта у соседей, неловкое движение на заднем плане. Понимаю, что во время съемок, особенно первых, охватывает кураж и не терпится все сделать сразу. Однако советую замедлиться и работать тщательнее, чтобы в итоге не остаться без материала.

© Freepik.com

Иначе может получиться как у анекдотических модниц — весь шкаф забит и нечего надеть: вся память телефона занята, а нечего публиковать. Еще одна деталь — фиксируйте на фото общий план основных мест съемки, декораций, расположение реквизита, чтобы в случае пересъемки можно было восстановить антураж.

4
Не пренебрегайте техническими нюансами

Трясущиеся руки видео не красят. Одно дело нервная камера в арт-хаус фильмах типа «Необратимости» Гаспара Ноэ, и совсем другое — нелепая бытовая съемка. Например, бабушка снимает, как внучка идет в первый класс, опуская камеру и показывая ноги, отрезая головы, камера трясется, изображение плывет. Хотя момент и памятный, пересматривать такое вряд ли захочется.

© Depositphotos

Стабилизируйте изображение, держите телефон достаточно крепко или используйте мини-штатив, селфи-палку. Звук и свет очень важны — не зажимайте пальцем динамик, не стойте рядом с колонками, слишком далеко или близко, там где фонит или где неудачно легли тени. В случае с освещением даже элементарная «блогерская» кольцевая лампа из любого интернет-магазина способна исправить ситуацию.

5
Не забудьте про субтитры

Большинство смотрят видео без звука. Всем знакома ситуация — едешь в метро или сидишь на скучном совещании и листаешь ленту Facebook или Instagram. Далеко не все (читайте, никто!) смотрят смешные видео с котиками в тишине за письменным столом, не отвлекаясь на другие дела.

© Depositphotos

Потребление контента стихийно, происходит в разных ситуациях. Помогите вашему зрителю увидеть и понять вас, остановиться на вашем контенте в огромном суетливом потоке информации: используйте субтитры. Если вы планируете выход на международную аудиторию, например через Twitter или Reddit, подготовьте и англоязычный сопроводительный текст.

P. S. Главный совет — идите за вдохновением и не следуйте правилам. Но все же их надо знать — чтобы нарушать. В меру, конечно.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram!

Фото: пресс-служба