Маргарита Королева: «Уверенная в себе “пышечка” не нуждается в диетологе!»
Маргарита Королева, пожалуй, самый востребованный диетолог на сегодняшний день. Среди ее клиентов такие известные личности, как Валерия, Тина Канделаки, Андрей Малахов, Жасмин, Надежда Бабкина, Филипп Киркоров, Жанна Фриске и многие другие. Это неудивительно, ведь к своему классическому медицинскому красному диплому Маргарита Королева защитила еще и кандидатскую диссертацию по кардиологии, а затем с головой ушла в науку о правильном питании. К этому вопросу диетолог подходит со всей скрупулезностью ученого, требуя такого же серьезного отношения к питанию и от пациентов своей клиники. WomanJournal.ru решил узнать, что привело Маргариту Королеву в диетологию и каковы особенности ее методики.
Маргарита Королева о карьере диетолога
Маргарита, как вы решили стать врачом-диетологом?
Для начала я выбрала профессию врача. Закончила Первый медицинский институт с отличием, потом – клиническую ординатуру по специальности «кардиолог». Сейчас я являюсь кандидатом медицинских наук именно в области кардиологии. В институте мне были интересны абсолютно все направления. Я занималась эндокринологией, гастроэнтерологией, фармакологией – всем. И всякий раз, когда начиналось новое направление, мне казалось: вот этим я буду заниматься всю жизнь! Кстати, все дисциплины, которые я изучала, пригодились мне в моей нынешней работе…
По окончании института я получила возможность уйти в декрет, у меня тогда родился второй ребенок. С первым ни об «академах», ни о декретах и речи быть не могло, а здесь получила возможность сидеть дома. Я могла посвятить все свое время воспитанию любимого сына, чему был безумно рад мой муж. Как человек рассудительный и ответственный, заботу о доме и родных я стала превращать в искусство: приготовление пищи и внимание каждому члену семьи в полном объеме. Но я предрасположена к лишнему весу, и первые полгода после рождения ребенка весила 85 кг. В то время я не сильно переживала по этому поводу, никто внимания на это не обращал, да и пропаганды со стороны СМИ не было о том, что надо соответствовать каким-то идеалам веса и формы. Мы все одевались по единственному журналу «Мода» и что-то все время шили-перешивали. Но я понимала, что с каждым днем все ближе час, когда мне нужно будет выйти на работу… И лишние 30 килограммов, которые я набрала, пока долго и счастливо кормила сына, меня не радовали. И вот однажды мой муж приходит домой, а я стою полураздетая перед зеркалом и рыдаю, рассматривая свое тело…
Через три месяца мне предложили пройти трехнедельное обучение в Санкт-Петербурге по новой программе шейпинга. Там собрались физиологи, диетологии врачи разных специальностей, чтобы проработать комплекс физических нагрузок, который будет направлен именно на коррекцию женской фигуры. Я с готовностью согласилась и погрузилась в работу над собой.
А муж-то что Вам сказал по поводу зеркала?
Он меня «успокоил»: мол, милая, не переживай, это генетика, и ничего тут не поделаешь. Я принимаю и люблю тебя такой, какая ты есть. И я сказала: «Генетика?! Да этого не может быть!». Генетика может только определить направление, но реализовать его или нет может только свободный выбор человека. Я делала выбор в пользу плюшек, сметанки, каких-то изысков, которые умела готовить сама. Это был мой выбор, и я решила доказать, что генетика тут абсолютно ни при чем. Обложилась горами профессиональной литературы, чтобы грамотно подойти к вопросу, и вес стал уменьшаться.
Что Вы делали? Голодали?
Я не оставляла себя голодной, обязательно ела. Устраивала разгрузочные дни: кефирные, кефирно-огуречные, картофельные. В итоге за пять месяцев работы цифры моего веса поменялись местами – с 85 до 58, то есть минус 27 кг. Причем я в это время продолжала кормить сына, и не могу сказать, что у меня стало меньше молока, более того, в какой-то отрезок времени лактация даже увеличилась. Так что, дорогие женщины, сдабривать себя плюшками-булками, молочком, сметаной, жирными сортами мяса для того, чтобы грудное молоко стало калорийнее, не надо! Все необходимое при рациональном сбалансированном питаниивы ребенку обязательно дадите.
Маргарита Королева: методика похудения
Могут ли диеты навредить человеку?
Безусловно! Когда они неправильно подобраны или когда человек получил информацию из какого-то глянцевого журнала или от подружки, которой эта диета помогла, и не учел особенности собственной физиологии. В лучшем случае организм просто перестанет реагировать на диету снижением веса.
Может, все дело в подготовке к диете?
В моих программах питания никакие подготовки по входу и выходу не требуются. Ведь я составляю их с учетом очень многих особенностей человека. Принимаю во внимание и характер его питания, и режим дня, и вкусовые пристрастия, и медицинские показания. Поэтому вся подготовка у меня заключается в обследовании и укреплении мотивации.
А программы однотипные или индивидуальные?
Все мои программы строго индивидуальны. Кому-то я назначаю сразу разгрузочные дни. Причем это не голодное время! В эти дни человек может питаться по шесть, восемь и даже десять раз в сутки, но при этом, что удивительно для него, получать хороший результат по снижению веса.
Каковы основы вашей методики? На чем она базируется? Каковы секреты?
Все секреты своего «мадридского двора» я уж не буду выдавать, чтобы сохранить хоть какую-то таинственность. Самое важное – это даже не программа питания, а знакомство человека с самим собой, с собственными возможностями и особенностями организма. Это работа с головой. А когда человек себя примет и полюбит, тогда уже можно начинать строить программу.
Вы называете свою диету программами питания? Почему? В чем отличие?
Я не люблю слово «диеты» вообще – ни по отношению к себе, ни по отношению к другим людям. Те программы, которые я составляю, – это именно программы питания. Хотя диеты имеют право на существование, как обозначение некоего действия, которое ограничено во времени. Для диетхарактерно то, что за короткое время они придают динамику неким процессам, в том числе и снижению веса, особенно если килограммы были набраны в тех «зигзагах», когда человек расслабился и позволил себе лишнее. Диета за короткий промежуток времени позволяет человеку обрести желаемую форму и сохранять ее дальше.
А правда, что генетика на 50% определяет пристрастия человека в питании?
Здесь к вопросу нужно подходить все-таки комплексно. Генетика – это то, что мы получили изначально, но ведь есть факторы, которые влияют на нас извне. Наше восприятие этих факторов и ответная реакция на них также очень важны. То есть образ жизни играет не меньшую роль, чем генетическая предрасположенность. И мы можем менять свой образ жизни, не трогая гены. А вот в этом уже далеко не все разбираются. Это очень серьезная работа.
Что вы учитываете при составлении рациона? Может, группу крови или что-то еще?
Группу крови – нет. Я учитываю в комплексе массу факторов конкретного человека. Большое внимание уделяю состоянию здоровья. Ко мне приходят на консультацию уже с результатами анализов и функционального обследования (УЗИ разных органов). Кроме того, в приватной беседе я провожу анкетирование относительно режима питания, труда и отдыха, то есть образа жизни. Особо интересуюсь, конечно, особенностями питания и тем, как человек работал над снижением веса: что ему помогало, что стало неэффективным. Мне важно понимать, как человек оценивает ситуации, в которых он терял или набирал вес.
Чтобы придерживаться правильного питания, нужно больше быть волевым человеком или иметь стимул?
И стимул, и воля важны. Конечно, человек должен знать ответ на вопрос «Для чего я это делаю?».
Маргарита Королева о клиентах, пластических операциях и планах на будущее
Кто ваши клиенты?
Я не могу назвать их имена, они слишком известны. А я не люблю называть звездные фамилии.
Есть такие люди, которые достигли очень хороших результатов и не могут об этом молчать, рассказывают всем своим знакомым, рекомендуют вас?
Да, среди публичных персон такие люди есть. Я хочу сказать, что самый серьезный результат, который стал виден всем зрителям, получил человек по имени Безносов Александр Яковлевич. На проекте «Худеют все», который я курировала, он потерял 130 кг. Человек был не сильно мотивирован в вопросах работы над собой, но он очень хотел прожить несколько дольше, чем предполагал для себя. В свои 56 лет он уже написал завещание, но у него появился шанс все изменить, когда мы встретились. И он расстался со своими 130 кг, начав работу над собой. И, конечно, о таком результате можно говорить вслух: в 56 лет потеря 130 кг при изначальном весе 212 кг – это почти чудо! Он обрел утраченное здоровье, возможность работать и быть полезным своей семье, а не быть для нее обузой. Но самое главное, что у него появилось – это уверенность в себе и ощущение собственной значимости. После потери огромного количества килограммов Александр Безносов не утратил вместе с ними здоровье, а только приобрел его. Выглядеть он тоже стал значительно лучше: кожа подтянулась, он постройнел. И жизнь по-новому наполнилась: появилось много планов, и он даже с женщинами стал флиртовать. И при этом еще и сыновьям теперь помогает устраивать их жизни: кому-то дом строит, кому-то машину покупает.
А были случаи, когда вам не удалось помочь человеку похудеть?
Были. Это те случаи, когда человека приводят ко мне под белы рученьки, а у него нет никакого желания работать над собой. Например, мама приходит с дочкой и категорично заявляет: «Дочь, ты хочешь, чтобы тебя “похудели”! Я хочу, чтобы ты была худой!». А ей в ответ: «Мамочка, ты всегда называла меня королевой, зачем ты сюда меня привела?». И сидит девочка, такая хорошенькая пышечка 87 кг в 16 лет. Ей хорошо, она прекрасно себя чувствует. И, конечно, можно говорить об имидже, о перспективе его построения, но давить на нее: «Ты должна похудеть, потому что отличаешься от стандартов красоты!» – нельзя ни в коем случае! Главное, чтобы человек органично воспринимал себя.
А бывает по-другому. Приходит мальчик с мамой, ему 10 лет. И он говорит: «Маргарита Васильевна, сделайте что-нибудь, чтобы я похудел!» – «Тебя кто-то обижает, дразнит?» – спрашиваю я, – «Нет, у нас все очень вежливые и добрые. Но когда мы переодеваемся на физкультуру, я ухожу в туалет, чтобы меня никто не видел раздетым. Потому что у меня такие складки – вы только посмотрите, какой это ужас! Я сделаю все, что вы мне скажете, чтобы стать нормальным!» И вот у такого ребенка будет результат.
Как вы относитесь к пластическим операциям?
Смотря о каких пластических операциях идет речь. Если это коррекция фигуры, то я считаю, что это неправильно. В таких случаях прибегать к услугам пластической хирурги нельзя, потому что необходимо выработать прежде всего определенное самосознание человека в его голове. Отрезать что-то, решив радикально какую-то проблему, с одной стороны, можно, а с другой – это не так уж и радикально для самого человека, потому что не является решением сути проблемы в целом. Аномальное пищевое поведение в таком случае все равно сохраняется. Хирург начинает работать снизу, а я сверху – с головы. Это помогает обрести общую физическую гармонию и получить хорошие результаты. Безусловно, если человек считает, что у него есть какой-то косметический изъян, и на этой почве у него развился целый комплекс, то я за операцию, если она является единственно возможным решением. Самое главное – не навредить человеку во всех аспектах его здоровья.
Вы написали книгу про похудение и составление оптимального рациона, которая пользовалась большим успехом. Есть планы продолжить нести культуру диетологии и правильного питания в массы?
Да, я действительно написала книгу. И не одну. И очень рада, что она востребована (я говорю о последней). Я абсолютно точно знаю, что ее читают даже врачи разных специальностей и тренеры фитнес-клубов, как простых, так и элитных. Меня это, конечно, не может не радовать. Поэтому думаю, что в скором будущем все-таки найду время и напишу еще одну полезную книгу. Во всяком случае, планы и задумки уже есть!
Беседовала Таша Невская, специально для WomanJournal.ru
Фото: Shutterstock.com, Starface.ru