Защитное вождение: не боимся темноты
Осень— это не только листопад, дожди и первые заморозки. Для водителей это означает,что пришло время перестроиться на условия вождения в ранних сумерках. Вестимашину в темноте непросто даже опытным автомобилисткам, поэтому наш консультантпо безопасному вождению Арсений Фролов расскажет, что нужно знать и уметь,чтобы не слепнуть в свете фар встречных машин, какая скорость оптимальна втемноте и как не растеряться при внезапных ситуациях на ночной дороге.
Если ты ездишь в сумеркиили по ночам ,возьми за правило: скорость движения в населенном пункте должна быть не выше45—50 км/ч. Так у тебя больше шансовзаранее увидеть опасность и своевременно на нее среагировать. А если ДТП не избежать,то экстренное торможение позволит быстро снизить скорость, а значит, ипоследствия вероятного удара. Для сравнения:если ты будешь ехать со скоростью хотя бы 60 км/ч, знай, что тормозной путьтвоей машины вырастет на 70 процентов. Таково, к сожалению, действие скорости.Это может привести к гибели человека, который в темноте рискует попасть подколеса машины. А при въезде на скорости в тяжелый неподвижный предмет водительможет получить несовместимую с жизнью травму шейного отдела, особенно если не пристегнут или наиболее толстая частьподголовника находится ниже уровня затылка.
Вненаселенного пункта в темное время суток рекомендуемая скорость — не выше 80км/ч. Старайся ехать так, чтобы в случае внезапной опасности машина ты видела,где тебе придется остановиться.
Слепящиефары встречных машин — это неизбежное зло при езде в темное время суток. Чтобыони тебя не слепили, возьми на вооружение несколько водительских секретов.
Если водитель едет сдальним светом ,покажи, что это тебе мешает: «посигналь» два-три раза фарами, попеременно включая дальнийи ближний свет. Чаще всего виновник тут же исправляется. Но бывают такиеводители, которые игнорируют просьбы о переключении. В этом случае тебе нужноориентироваться по дорожной разметке или обочине трассы.
Если ты невидишь, где заканчивается дорога , а где начинается обочина, прикройодин глаз рукой, но не зажмуривайся. Второй глаз возьмет часть его функций, и ты будешь иметь почти полноценное зрение.
Влюбом случае не паникуй. Ни в коем случаене тормози «в пол», иначе задний автомобиль просто въедет в багажник твоеймашины. Дави на педаль тормоза сильно, но не резко. Параллельно включайаварийку, чтобы водители начали тебяобъезжать.
Остановимашину, посиди две-три минуты с закрытыми глазами, чтобы успокоиться.
Если ты хочешьмаксимально обезопасить себя от ослепления фарами, подбери желтыеводительские очки — антифары. Чтобы не попасть на подделку, проконсультируйся сврачом в салоне оптики. А если подобрать моднуюоправу, то очки-антифары могут стать не простополезным, но и еще красивым и модным аксессуаром.
Втемное время суток водители частенько неправильнооценивают расстояние до препятствия и свои возможности. Как показываетпрактика, понять, движется чужая машина или стоит, в первый момент так же сложно, как и оценить ее скорость, габариты,степень удаленности и положение на дороге относительно тебя.
Поэтому,если уж решишь выйти на обгон, убедись, что находишься на достаточном удаленииот встречной полосы. А это возможно только приналичии искусственного освещения, которое дает видимость как минимум на 300 метроввперед и в стороны. Если же фонарей вдоль дороги нет, обгонять лучше тогда,когда знаешь, что участок дороги прямой, достаточно длинный и при этом никто неедет навстречу, иначе очень простопереоценить свои силы и попасть в аварию.
Навернякаты замечала, что ночью не у всех машин фары светят хорошо. Яркость светазависит от степени загрязнения стекла, технических характеристик и состоянияфар. Поэтому помни: если видишь однугорящую фару, это не обязательно может быть мотоцикл.
Втемное время суток человека естественным образом клонит в сон. Если ты чувствуешь, что устала, обязательно отдохни –остановись в безопасном месте и поспи не менее 15-20минут; это самый лучший способ побороть усталость. Если такой возможности нет, остановись,выйди на свежий воздух, разомнись, попрыгай. Рекомендуется размять все мышцы, начиная с шеи и заканчивая ногами. Длятого чтобы не затекали ноги, сделай 12-15 приседаний. Это лучше делать каждые2—2,5 часа езды, чтобы продлить работоспособное состояние.
Конечно,если ты едешь далеко, то идеальный вариант – выспаться заранее. Есливозможности упасть в объятия Морфея на нормальной подушке нет, сделай музыку погромче, пой, разговаривай,открой окна, чтобы впустить в машину свежий воздух, пей крепкий кофе илиэнергетические напитки.
Норесурсы твоего организма не бесконечны. Все перечисленные способы повыситьтонус действуют максимум минут 30, а затем наступаетспад. Поэтому есть риск, что ты незаметно для себя все-таки заснешь. Чтобы этого не произошло, рядомвсегда должен быть второй водитель, который сменит тебя за рулем. Надеюсь, чтоты не будешь ставить подобные эксперименты на себе. Поверь: неподготовленномуводителю сложно выдержать ночную дорогу. А путь в темное время, поделенный надвух, переносится легче.
Въехатьв дождь или туман в сумерки или на ночной дороге – это всегда хуже, чемоказаться в плохих погодных условиях в дневное время. Чтобы контролироватьситуацию, не включай дальний свет. Он не «пробивает» стену сырости, а, наоборот,усугубляет ее. Используй только ближний свет илиближний свет в комбинации с противотуманными фарами. Когда видимость меньше 150метров, безопаснее будет остановиться и подождать, пока дождь или туман станутпоменьше.
Инапоследок еще несколько советов, польза от которых проверена практикой:
- еслиесть возможность не ездить в темное времясуток – не езди;
- протирайфары своей машины, даже если их свет потускнел совсем немного;
- попросизнающих людей проверить, правильно ли отрегулированы фары твоей машины;
- возив бардачке несколько запасных ламп;
- включайдальний свет везде, где это не запрещено и не создает помех другим участникамдвижения. Это поможет тебе не только видеть, но и быть видимой для другихводителей;
- если ты поворачиваешь с главной дороги, всегда заблаговременновключай указатели поворотов, даже если тебе кажется, что никого рядом нет;
- никогдане планируй длительные поездки в ночь. Лучше встать пораньше и выехать нарассвете. Ты отдохнешь, и видимость будет лучше;
- еслинужно остановиться на длительное время в плохо освещенном месте, включай «аварийку», а еще лучше выстави знак аварийной остановки. Такимобразом, водители будут видеть тебя заранее и объезжать.
Еслиэти советы повергли тебя в уныние по поводу вождения в темное время, не расстраивайся. Каждый водитель был когда-тоновичком и тоже опасался водить машину, когда нет солнечного света.
Несомневайся: со временем ты начнешь водить в темное время так же уверенно, как иднем. А если ты относишься к категории тех счастливиц, которые не боятсятемноты, повтори эти нехитрые правила – и смело в путь!
Фото:Пресс-служба брендов