Контраварийное вождение: добавь себе уверенности за рулем
Честное посещение занятий в автошколе, самостоятельно сданные внутренний и внешний экзамены и даже знание всех правил дорожного движения не гарантируют, что ты станешь хорошим водителем. Тому, как не вестись на дорожные провокации и прогнозировать ситуацию, в традиционных автошколах не учат. Поэтому новички вешают на свои машину опознавательные знаки – «чайники» и «туфельки». Однако возможность получить полезные практические знания, которые помогут уверенно чувствовать себя на дороге с любым опытом, есть у каждого. Итак, открываем наш курс контраварийной езды!
Цель методики контраварийного вождения – научить водителей компетентно оценивать дорожную ситуацию, прогнозировать ее на шаг вперед и минимизировать опасность ДТП. Показательно, что учатся на курсах контраварийного вождения в своем большинстве те, у кого водительский стаж вовсе не пара-тройка месяцев. То есть это люди, объективно оценивающие свои знания и пришедшие к выводу: для того чтобы чувствовать себя на дороге безопасно, нужно получить дополнительные навыки.
Показателен пример уверенной в себе бизнесвумен, которая до поры до времени «летала» по дорогам Москвы и Подмосковья на модном купе, но после аварии начала испытывать страх перед дорогой. Страх многократно усиливался в ночное время, когда меняется ощущение расстояния и скорости.
Миссия курсов контраварийного вождения – «лечение» и таких водителей.
«Главный принцип курсов контраварийного вождения, – рассказывает Арсений Фролов , преподаватель контраварийной езды , мастер спорта по автоспорту, – не допустить критическую ситуацию и минимизировать ее риск. А также всегда быть максимально собранным».
Твоя безопасность начинается с правильной посадки за рулем. Это прописная истина, но многие ею пренебрегают и получают в итоге сильные мышечные боли, снижение концентрации, а следовательно, повышение риска ДТП.
Другой важный момент – техника руления. Постарайся научиться водить автомобиль не отрывая руки от руля – это позволит более точно чувствовать машину. Заметь, на поворотах это особенно важно. Многие слишком резко выворачивают руль на перекрестках или выездах с второстепенной дороги. Передавая руль из одной руки в другую, они делают слишком много лишних движений, в итоге кисть и плечо быстро устают. Автомобиль входит в резкий угол поворота и может столкнуться либо с тротуаром, либо с другим участником движения.
Практика показывает, что не все водители правильно пользуются зеркалами в автомобиле. Смотри в зеркала не реже чем каждые 5-7 секунд, и от тебя точно не скроется ни один из маневров тех, кто едет рядом с тобой в потоке. Это минимизирует риск удара сзади – ты ведь знаешь о привычке многих горе-водителей «садиться на бампер». Если ты заметишь, что кто-то слишком близко подобрался к тебе справа или слева, просто увеличь дистанцию.
Чтобы не заметить препятствие и стать участником ДТП , нужно не более 3 секунд. За это время водитель обычно успевает сориентироваться и принять верное решение. Если 3 секунд у тебя нет, значит, дистанция между автомобилями была меньше необходимой. Запомни: чем больше расстояние между тобой и другими участниками движения, тем проще реагировать. Однако это не значит, что нужно держаться от всех на огромном расстоянии.
Оптимальной для легковых автомобилей считается дистанция в 3 секунды. Определяется она так: засеки на дороге неподвижный объект и как только передний автомобиль проедет его своим задним бампером, начинай считать. Но делать это лучше всего трехзначными цифрами, например 221, 222, 223 и т.д. Т.е. такими цифрами, при произношении которых проходит примерно одна секунда. Останови свой счет, когда передним бампером своей машины пересечешь границу ориентира. Получившаяся цифра и есть дистанция. Если у тебя получилось 221, 222, 223, 224, значит, прошло 4 секунды. Но помни, что время гололеда, сильного дождя, тумана, то есть при плохой видимости, расстояние между машинами должно быть больше.
Контраварийное вождение учит всех участников дорожного движения простым, но полезным истинам – например, «узко-медленно». Если ты едешь по узкой дороге в пределах населенного пункта по свободной дороге с разрешенной скоростью 60 км/ч, снизь ее, к примеру, до 40 км/ч. Ты не застрахована от того, что из любой подворотни, дверей магазина или из-за поворота выскочит ребенок или выедет скутер. На скорости 60 км/ч ты не успеешь остановиться. На узкой дороге всегда нужно ехать медленнее.
Другая истина – «не вижу, опасаюсь». В слепых затяжных поворотах, на узких улочках и подъемах на гору видимость нулевая. Ты не можешь объективно оценивать, что произойдет дальше. Поэтому сбрасывай газ и «вползай» на невидимый участок дороги.
К сожалению, есть водители, которые, не видя пешеходов в области действия знака «Пешеходный переход», не снижают скорость. А ведь притормаживать нужно всякий раз, когда ты видишь предупреждающие знаки. Правила дорожного движения необходимо соблюдать – это еще один из принципов контраварийного вождения.
Стать хорошим водителем тебе может помочь и знание особенностей своего автомобиля. Протестируй его. Засеки, за сколько секунд он набирает скорость до 60 км/ч, какое время нужно для полной остановки, как машина ведет себя на летней, шипованной и нешипованной резине. Ты должна чувствовать автомобиль, стать с ним единым целым.
Не увлекайся лихачеством. Всегда помни о том, что на скорости выше 60 км/ч ты просто не сможешь адекватно отреагировать на внезапно возникшее препятствие. К примеру, валяющуюся на дороге покрышку или резко остановившийся по каким-либо причинам автомобиль впереди тебя.
Правилом хорошего тона считается пропустить в свой ряд водителя, который показывает желание перестроиться поворотником. Если этот водитель просто-напросто протискивается, все равно пропусти. Да, он ведет себя по-хамски, но создает аварийную ситуацию. А ты находишься в опасной близости к его автомобилю, значит, рискуешь.
Старайся не нервничать за рулем. Холодная голова и трезвый рассудок. «Он меня подрезал. Сейчас догоню и тоже так сделаю» – оставь эти импульсы тем, кому не дорога собственная жизнь.
Помни, что нет непредотвратимых аварий. По статистике, 96-98% именно такими и являются. А оставшиеся 2-4% – это форс-мажор. Следуя нашим простым правилам, ты станешь более собранным и внимательным водителем. А опыт – дело наживное. Удачи на дорогах!