Автомобили

Дорожные истории: за рулем и без руля

"Как трудно жить в большом городе!" — вздыхают дружно и пешеходы, и водители. Правда, после этого вздоха их пути расходятся: одни начинают клясть "трезвячков", выползающих на свет фар прямо под колеса, другие — бешеных "водил", несущихся на красный, по встречке, по тротуарам. Так где правда? Или у каждого — своя?

Управлению ГИБДД посвящается...

Зима, гололед, еду медленно и осторожно. По мостовой (спиной ко мне) плетется сильно выпивший гражданин в серой телогрейке. Налетел порыв ветра и качнул его прямо мне под колеса. Торможу. Удар. Сзади в меня врезается девятка. Гражданин — жив-здоров и замутненным взглядом озирается вокруг. У девятки — разбит передний бампер и фара. У меня — задний.

Дальше все события разворачиваются очень быстро. Из девятки выскакивает разъяренный мужик и бросается к пьяному. Тот — наутек и во дворы. Я сижу в машине, слыша, как постукивает "аварийка", а вместе с ней и мои зубы. Слава богу, человек остался жив. Я успела затормозить!

Через 5 минут пешеход изловлен и за шкирку приволочен к месту ДТП. Запинаясь, он оправдывается и говорит, что не нарочно, что сам он — неместный и что документов у него нет. Я выхожу из машины, и слезы моментально замерзают на морозе. Водитель девятки начинает орать: "Да ты, падла, понимаешь, что наделал? Извиняйся перед ней, она тебе жизнь спасла!"

Он послушно извиняется. Я — реву. Приезжает гаишник. "Вот он, виновник ДТП, — гневно кричит водитель девятки. — Смотрите, что натворил. Еще сбежать хотел…" Гаишник равнодушно окидывает взглядом человека в телогрейке. "Что вы его держите? Отпустите. Виновник ДТП — водитель ВАЗ2109".

Водитель девятки молча подписывает все протоколы. Его страховой компании придется серьезно раскошелиться на ремонт и его, и моей машины. Я только-только начинаю отходить от шока и понимаю, что гаишник прав. Что по правилам дорожного движения пешеход почти всегда прав, а водитель — всегда не прав.

И это резонно, потому что нет ничего ценнее на свете, чем человеческая жизнь. А автомобиль — это транспортное средство повышенной опасности. Следовательно, водитель должен на 100 и даже 200 процентов вперед просчитывать все возможные дорожные ситуации. Чтобы не дай бог чего не случилось.

И все-таки дорожные ситуации бывают разные. Водители — тоже разные. Те, кто, как и я, ездят за рулем — прекрасно это знают. Они и есть самые дисциплинированные пешеходы. Если как следует приглядеться, этих "инопланетян" всегда можно заметить на улицах большого города. Выходя на проезжую часть, они "тормозят", то есть ведут себя вежливо, уважительно, осторожно, неторопливо. Так, как, словно… европейские водители по отношению к пешеходам.

А знаете почему? Боятся они водителей. Знают — плавали, то есть руль в руках только что держали. Понимают, что в ближайшее время не будет у нас той культуры общения транспорта и прохожего, которая так развита во всех цивилизованных странах. А значит, спасение утопающих — дело рук самих утопающих…

По статистике из всех пешеходов, пострадавших в ДТП, лишь 2,75 % имеют автомобильные права. От лица таких пешеходов-перестраховщиков я хочу обратиться в Управление ГИБДД, чтобы в Правила дорожного движения было внесено несколько дополнительных пунктов. Для дополнительной безопасности пешеходов.

  1. Когда на улице дождь, снег, метель, туман, "встречное" солнце, высокая облачность, низкое давление, магнитные бури и другие природные катаклизмы, то, переходя дорогу, обращайте внимание не только на сигнал светофора, но и на поток приближающихся к перекрестку машин. В каком году этот дядечка на ОКЕ в последний раз менял себе тормозные колодки? Скорее всего пару лет назад, когда покупал ее по объявлению от второго хозяина. Техосмотр он купил. И сейчас, торопясь на дачу, решил проскочить на желтый. А тут ты — будущая фотомодель, блестящий юрист или талантливая журналистка. Нет уж, тебе такая встреча совершенно не нужна, правда?

  2. Если машина едет задом, следует ее обязательно пропустить. Скажу тебе честно, если за рулем женщина — она может тебя и не заметить. В умных книжках даже объяснено, почему. В связи с некими таинственными особенностями функционирования левого и правого полушария зрительный обзор у девушек на порядок меньше, чем у мужчин. И на местности им ориентироваться сложнее. Зато по сравнению с мужчинами у нас блестящая интуиция и очаровательная улыбка…

  3. Выходя из трамвая на проезжую часть, обязательно убедитесь, что водители транспортных средств заметили вас и снизили скорость, чтобы остановиться. От себя скажу, что человеку за рулем порой бывает сложновато вычислить, когда трамвай останавливается просто на светофоре, а когда — на остановке.

  4. Переходя дорогу на нерегулируемых перекрестках, смотрите в глаза водителям приближающегося автотранспорта. Эта мера безопасности — лучшая перестраховка. Попытка глазного контакта, — гарантия взаипомонимания на дороге. "Ты меня видишь — я тебя вижу, ты меня уважаешь — я тебя уважаю".

  5. Женщинам и девушкам репродуктивного возраста, переходящим дорогу, категорически запрещается улыбаться водителям встречного автотранспорта. Такое несознательное поведение может спровоцировать мужчину, сидящего за рулем, на незапланированные остановки и в результате привести к ДТП.

  6. Переходить дорогу следует уверенным, ровным шагом. Граждане, которые в состоянии подпития, влюбленной эйфории, или сложных мыслительных процессов пересекают проезжую часть "лунной походкой" (перебежками вперед-назад), вприпрыжку, по зигзаообразной траектории и т. д.) представляют на дороге серьезную опасность. Будь предсказуема, и водители не будут пугать тебя "гуделкой".

Надеюсь, что Управление ГИБДД примет к сведению мое воззвание. (Надо будет, кстати, распечатать эту статью, положить в бардачок и, если что — демонстрировать представителям Госавтоинспеции на дороге.) А тебе хочу пожелать побольше зеленых светофоров, поменьше опозданий и… хорошего бойфренда на иномарке, который обязательно будет соблюдать все правила дорожного движения.

Анна Головкова,
главный редактор WomanJournal

Берегись автомобиля!

Вообще-то, у меня есть права. В смысле, водительское удостоверение. Машины только нет. Но это не значит, что я, пешеход, не имею права иметь свои, пешеходные права. В смысле уже общечеловеческом.

Так сложились обстоятельства, что иногда я попадаю в микроскопическое княжество Андорра, что на границе Франции и Испании. Тут живут каталонцы – веселый народ, чем-то похожий на русскую нацию. Правда, сходство это заканчивается на проезжей части.

Представь себе такую идиллию – только ступаешь ты своей ножкой с тротуара на проезжую часть, как все машины останавливаются, и ты, гордо подняв голову, неторопливо перебираешься на другой берег. Нереально? А вот и нет! Именно так все и происходит, когда ты просто хочешь перейти дорогу в Андорре. Мало того, иногда достаточно просто подойти к краю пешеходной дорожки и взглянуть налево, как автомобильный поток застывает.

Конечно, дороги там узкие, с Садовым кольцом не сравнить. Да и машин поменьше будет. Но культура вождения от этого не зависит! Помню, как, шмякнувшись на горнолыжной трассе и разбив колено, я собрала лыжи, палки, и двинулась в путь. Мне надо было перейти на другую сторону и сесть в автобус, чтобы доехать до отеля. Кое-как доковыляв до нужного места, я сгрузила лыжи на землю и стала ждать, когда в потоке машин появится «проплешина», которая позволит мне медленно и аккуратно дойти до остановки. И тут прямо передо мной останавливается машина, водитель выскакивает из-за руля, бросается ко мне, что-то лопоча по-испански. Не успеваю я сказать заветное «но компрендо» (не понимаю), как он хватает мои лыжи и бежит к остановке, что на другой стороне дороги. Опешив и разинув рот, я стою и наблюдаю, как у меня нагло крадут лыжи среди бела дня.

Не успела я придти в себя и заорать на всю ивановскую, то есть, андоррскую, «грабят, помогите!», как дяденька бодрым шагом, положив мои катальные принадлежности на лавочку, заспешил обратно ко мне. «Вот теперь будет бить», подумала я. Но местный житель заботливо взял меня за локоток, что-то чирикнул и повел, как тимуровец бабулю, прямо к вожделенному пункту назначения – автобусной остановке.

Мой мозг, воспитанный суровой российской реальностью, не выдержал подобного парадокса. Состояние усугубилось, когда я поняла, что, покинув свой автомобиль, дяденька перекрыл единственную полосу, собрав за собой пробку машин в 60. И что самое страшное, никто ему не сигналил, не кричал «каброн» (козел), не бил в лицо ногами. Тут-то мою голову и посетила мысль о том, что для них – это нормально. Так скажем, проза жизни: «ну, постою я в пробке 5 минут, ничего страшного». И я, осознав и улыбнувшись, сразу же привыкла к хорошему.

Ровно неделей позже выяснилось, что привыкать к хорошему, когда все равно придется возвращаться в свой, не столь радужный, мир – вредно для здоровья.

Прилетев из Андорры, я уверенно шла, не глядя по сторонам, как танк, через оживленные улицы. Два раза меня чуть не задавили, один раз мне досталось боковым зеркалом «Жигулей» по мягкому месту. Но апофеозом стал случай, когда я, выйдя из автобуса и вознамерившись перейти дорогу по пешеходному переходу, вдруг улетела назад и плюхнулась в лужу. Виной полету была моя однокурсница, просто-напросто выдернувшая меня за шиворот из-под колес большегрузной фуры, которая неслась со скоростью более 100 км/ч по улице Лосиноостровская.

С тех пор я решила, что расслабляться не стоит нигде. Ни в Андорре, ни в Москве, ни в Праге, ни в Нью-Йорке… Уж лучше подождать, когда вероятность безопасного пересечения дорожного полотна будет равна 100%.

Хотя бы потому, что «какой русский не любит быстрой езды?». А русские есть везде. Даже в Замбии.

Вот чего я не могу понять, так это того, куда так мчатся все эти люди? Вот ходили же раньше пешком по земле, и все у них было хорошо и медленно. Но не стоит на месте жизнь и техника. Даже Михайло Васильевич Ломоносов под конец своего пути к знаниям на телегу присел. Вот так и окружающие меня современники – накупили себе авто, все дружно в них сели и встали… в пробки.

Вроде бы, пешеход должен пробкам радоваться – все стоят, никто идти не мешает. Ан нет! Кипит мозг водителя праведным гневом, а потом злость свою он срывает на безлюдных, казалось бы, улочках, выжимая до пола педаль газа.

Российская культура вождения отличается от прочих своим полным отсутствием. У нас не принято пропускать перестраивающиеся машины, пешеходов, дам с колясками и пожилых людей. Те же, кто вынуждены передвигаться на своих двоих, протискиваются между грязными «тачками», припаркованными на тротуарах и газонах, выводят детей гулять на стоянку, вместо которой раньше была песочница. В конце концов, засилье авто в окружающей среде заставляет людей мимикрировать. И тогда пешеходы идут на авторынки.

Только самые упертые особи, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, продолжают мерить расстояния ножками. Ать-два, ать-два. И я с ними.