Автомобили

А все ли ты правильно сделал? (страхование – действия при ДТП)

Автоледи

Итак, в бардачке нашего автомобиля лежит страховой полис, на лобовом стекле красуется наклейка, свидетельствующая о том, что авто застрахован, а мы с некоторой скорбью вспоминаем о том, во что обошлась нам эта примета цивилизации.

Автоледи

Итак, в бардачке нашего автомобиля лежит страховой полис, на лобовом стекле красуется наклейка, свидетельствующая о том, что авто застрахован, а мы с некоторой скорбью вспоминаем о том, во что обошлась нам эта примета цивилизации.

Безусловно, хочется верить в то, что эти затраты окажутся неоправданными, и за грядущий год ни разу не придется набрать тот номер телефона, о котором говорил страховой агент… Хотя, скорее всего, эти затраты окажутся не лишними хотя бы потому, что не придется оплачивать значительные штрафы гаишникам, так что можно вздохнуть спокойно и забыть о потраченном.

Искренне хочется верить в то, что страховка будет лишь залогом спокойствия при встрече с представителями "дорожного закона", но в этом деле лучше не зарекаться. От случая, когда страховой полис послужит по своему прямому назначению не застраховаться. И в этом случае информирован - значит вооружен. Следовательно, и очевидно, что внимательное прочтение страхового полиса – важнейшая процедура.

Водитель, помни: страховая компания не имеет никакого желания выплачивать тебе возмещение по страховому случаю, поэтому соблюдение каждого малейшего нюанса в случае оформления ДТП лежит исключительно на твоих плечах.

Уважаемый читатель, читая материал далее, тебе придется не только запоминать прописные истины автомобильного страхования, но и набраться терпения, чтобы переварить изложение законодательных актов и скучных правил. Поверь, это просто необходимо.

С чего началось ОСАГО?
В 2003 году государственной думой был принят Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (закон об ОСАГО), вокруг которого сразу возникло ни мало споров. Было много как противников принятия этого закона, так и сторонников. Что произошло, то произошло, и в настоящий момент закон действует, а, следовательно, гражданская ответственность подавляющего большинства автолюбителей застрахована. К сожалению, большая часть автомобилистов знакомится с правилами страхования, а также с условиями договора не в момент заполнения полиса, а позже, сразу после аварии, в ожидании инспектора ДПС. Подобная небрежность в таком серьезном деле может стоить очень дорого…

Что делать?
Легко посоветовать: "Спокойствие, только спокойствие!" Но ДТП – это форс-мажорные обстоятельства, не предсказуемые. В такой ситуации даже самые уравновешенные люди делают необдуманные поступки. Именно по этой причине каждый водитель должен знать правила дорожного движения и в точности выполнять действия, предписанные этими правилами. И именно по этой причине каждый застрахованный водитель должен знать и выполнять свои обязанности, описанные в страховом полисе.

9 главных правил (распечатать и возить собой):

  1. На место дорожно-транспортного происшествия необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, так как без документального оформления ни одна страховая компания (далее – СК) не станет выплачивать страховое возмещение, ссылаясь на то, что потерпевший, то есть лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании ТС водителем, обязано документально оформить ДТП и предоставить в страховую компанию документы, указанные в п. 44 правил страхования ОСАГО.

  2. Водители транспортных средств, как участники дорожно-транспортного происшествия должны заполнить бланк извещения о ДТП с указанием фамилий и адресов очевидцев. Предусмотрено заполнение одного бланка извещения водителями всех транспортных средств, причастных к ДТП. При наличии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств инцидента, эти разногласия указываются в извещении. При участии в ДТП более двух ТС и наличии у водителей разногласий, бланк извещения с указанием причин о невозможности совместного заполнения заполняется каждым водителем отдельно.

  3. Следует помнить, что извещение о страховом событии - это специальный бланк, который выдается страховщиком (страховой компанией) страхователю (клиенту страховой компании) при заключении договора страхования автомобиля ОСАГО в месте с полисом. Сразу же после заключения договора страхования ОСАГО извещение о страховом событии необходимо внимательно изучить, так как при страховом событии будет не просто сосредоточиться, чтобы правильно его заполнить. Извещение нужно всегда возить с собой в машине.

  4. Водитель-виновник ДТП обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия, намеренным предъявить требование о возмещении ущерба, сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховщика. Указанные данные необходимо внимательно записать, чтобы при обращении в страховую компанию не возникло проблем и путаницы.

  5. На месте аварии сотрудник ГИБДД обязан составить протокол об административном правонарушении с указанием лица виновного в ДТП и пункта правил дорожного движения, нарушенного последним. Копия протокола выдается потерпевшему на руки. Так же на месте ДТП каждому водителю выдается справка по форме 12 с указанием сведений о водителе, транспортном средстве, а так же повреждениях транспортного средства (далее – ТС).

  6. Необходимо тщательно проверить вписанные в вышеуказанную справку видимые повреждения транспортного средства и при обнаружении недостающих указать на них сотруднику ГИБДД, проследить, чтобы недочеты были устранены. Если Вы считаете, что транспортному средству, возможно, причинены скрытые повреждения, это также необходимо отразить в справке. Обусловлено это тем, что повреждения ТС, не вписанные в справку, не будут отнесены к данному страховому случаю и соответственно страховое возмещение по ним выплачено не будет.

  7. Помимо выше указанных документов в страховую компанию по ее запросу предоставляется справка из ГИБДД по форме 31 с указанием сведений обо всех участниках ДТП, транспортных средствах и их повреждениях. Запрос выдается на руки потерпевшему при подаче заявления в страховую компанию. В ГИБДД также нужно получить копию постановления об административном правонарушении. Следует помнить, что по аналогии с любым другим учреждением, живущим на деньги налогоплательщиков, в ГИБДД не упустят случая поглумиться над вами за ваши же деньги, а, следовательно, получить указанные выше документы из ГИБДД удастся не ранее, чем через 3-5 дней.

  8. Заявление в страховую компанию в соответствии с п. 42 правил ОСАГО надо подать в течение 5 рабочих дней. Несвоевременное обращение в страховую компанию или предоставление документов не в установленные сроки может стать одной из причин, по которой СК может отказать в выплате.

  9. До осмотра страховщиком поврежденного ТС ни в коем случае нельзя производить ремонт автомобиля, так как экспертом страховой компании составляется акт осмотра с указанием повреждений ТС, на основании которого будет произведен расчет суммы страхового возмещения. После подачи заявления страховщик заводит выплатное дело и присваивает ему номер, по которому потерпевший в любое время может узнать о состоянии дела.

Чем нам обязана СК?
При получении страховщиком заявления от потерпевшего о страховой выплате согласно п. 45 правил ОСАГО, страховщик обязан провести осмотр поврежденного имущества и организовать независимую экспертизу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера, подлежащих возмещению убытков в связи с повреждением имущества в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения от потерпевшего заявления о страховой выплате.

По Закону об ОСАГО страховщик обязан рассмотреть заявление потерпевшего в течение 15 рабочих дней со дня подачи. В календарном исчислении получается 3 недели. В течение указанного срока страховщик обязан принять решение о выплате потерпевшему страхового возмещения или направить мотивированный отказ. Страховая выплата производится путем наличного или безналичного расчета в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об осуществлении страховой выплаты.

Следует понимать, что возмещению подлежит реальный ущерб, причиненный имуществу потерпевшего в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов). Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен, учитывая износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Другими словами новые запчасти для восстановления ТС страховая компания оплачивать не будет, поэтому на то, что из стареньких "Жигулей" получится "Мерседес" рассчитывать не приходится. Зато возмещению подлежат убытки, связанные с эвакуацией, а также с хранением поврежденного ТС, естественно при условии предоставления соответствующих подтверждающих документов.

А вдруг не заплатят?..
Итак, мы подали все необходимые документы в страховую компанию, сидим дома и ждем, когда нам выплатят деньги. Но вот незадача: приходит письмо с отказом в страховой выплате. Неприятно, конечно, но все же отчаиваться не стоит… Остается шанс получить возмещение ущерба с виновника ДТП через суд.
Основания, на которых страховая компания может отказать в выплате, перечислены в п.8 правил страхования ОСАГО.

Несколько примеров отказа в выплате.
Автомобиль припаркован на обочине дороги. Водитель, не убедившись в том, что он не создает помехи другим ТС, открывает дверь и в этот момент происходит столкновение с автомобилем, двигающимся в попутном направлении. Казалось бы все ясно - виноват водитель стоящего ТС, создавший помеху движению и причинивший тем самым вред другому автомобилю. В связи с этим оплатить расходы, связанные с ремонтом пострадавшего автомобиля, должна компания, в которой последний застраховал свою гражданскую ответственность. Но не тут то было... Согласно п. 6 правил ОСАГО дорожно-транспортным происшествием является событие, произошедшее в процессе ДВИЖЕНИЯ по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства и т.п. Страховые компании часто привязываются к фразе "в процессе движения", имея в виду непосредственное движение автомобиля по дороге, и отказывают в страховой выплате.
Теоретически, процесс дорожного движения это широкий термин, охватывающий и включающий в себя не только фактическое перемещение автомобиля, но и стоянку, остановку, посадку и высадку пассажиров и т.п. В случае получения такого отказа правильнее всего сразу обращаться в суд.

Пример другой.
Типичная ситуация на российских дорогах: вы - виновник ДТП и находитесь в состоянии алкогольного опьянения, что подтверждается соответствующим протоколом. Страховая компания в таком случае выплачивает страховое возмещение потерпевшему, а после, согласно статье 14 закона об ОСАГО, предъявляет вам регрессные требования через суд (а то и вовсе отказывает в выплате страхового возмещения). То есть вы должны возместить СК денежные средства, которые она заплатила потерпевшей стороне. Недавно в одной из страховых компаний был создан прецедент, когда виновник ДТП не согласился проходить медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Доказательств того, что водитель был пьян, у страховщиков не было и пришлось им платить страховое возмещение по полной программе. А водитель-виновник ДТП остался при своих деньгах, получив лишь неприятности с органами ГИБДД.

Добровольное страхование авто-КАСКО.
Как видно из практики, данным видом страхования пользуются владельцы довольно дорогих иномарок, или граждане, приобретающие новый автомобиль в кредит.
Приняв решение о добровольном страховании своего авто, следует очень серьезно отнестись к выбору страховой компании. Не нужно "кидаться" на низкие тарифы и огромный перечень предоставляемых услуг некоторых недобросовестных компаний. Всем известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При выборе страховой компании необходимо получить о ней как можно больше информации, а именно, сколько лет данная компания существует на страховом рынке, как обстоят ее финансовые дела на момент, когда вы решили застраховать свой автомобиль по КАСКО, насколько хорошо выплачивается страховое возмещение по убыткам. Как правило, эту информацию не сложно найти в Интернете.

Нелишне будет повториться…
Заключая договор страхования, необходимо помнить, что страховщик с радостью застрахует вашу собственность и с благодарностью возьмет ваши деньги, но при наступлении страхового случая торопиться отдать свои средства страховая компания не будет и при первой же возможности откажет в выплате.

Авто-КАСКО – простые правила.

  1. Перед заключением договора нужно внимательно прочитать правила страхования, которые являются неотъемлемой частью договора. В них отражены все условия, при которых страховая компания обязуется выплатить страховое возмещение, либо отказать в выплате. Во всех компаниях правила очень схожи, но бывают весьма весомые нюансы. Так, среди автомобилистов бытует мнение, что если застраховать ТС по авто-КАСКО, то автомобиль будет застрахован "от всего", страховые компании устают отвечать, что автомобиль застрахован только от определенных событий и на определенных условиях.

  2. Программа страхования авто КАСКО включает в себя страхование от таких рисков как "Ущерб" и "Хищение" (как правило "ущерб" + "хищение"). Риск "Ущерб" защищает транспортное средство при повреждении в результате: ДТП, противоправных действий третьих лиц, падения, попадания на ТС посторонних предметов, стихийных явлений природы и т.п. Условия могут отличаться в разных компаниях, поэтому правила страхования необходимо читать до заключения договора страхования, а не после того как деньги отданы, а автомобиль поврежден.

  3. При страховании автомобиля по программе Авто-КАСКО в договоре страхования так же может быть оговорена франшиза. Сумма страхования может быть существенно снижена в зависимости от размера франшизы. Т.е. если вы указали в договоре франшизу равную $200, то в случае ДТП вам придется оплатить эту сумму самому, все остальное покроет страховая компания. Так что если вы не хотите платить всю страховую премию целиком, оговорите в договоре сумму франшизы, но при этом помните, что любое незначительное повреждение вам придется возмещать самому.

  4. В договоре необходимо указать, в каком виде вы будете получать страховое возмещение при наступлении страхового случая. Страхователю предлагается несколько вариантов:

  • по калькуляции страховщика;
  • по калькуляции страхователя;
  • ремонт ТС на СТОА страховщика;
  • оплата расходов страхователя на ремонт ТС при предоставлении последним подтверждающих документов (заказ нарядов на ремонт ТС, чеков и т.п.).

Практичнее всего выбирать "по калькуляции страхователя" или "ремонт ТС на СТОА страховщика", даже если это будет стоить дороже. Если автомобиль на гарантии, то в договоре необходимо отразить, что СТОА страховщика должна относиться к компании-дилеру производителя ТС в России и иметь соответствующую лицензию.
При страховании ТС по риску "хищение", страховая компания берет на себя обязательства возместить причиненный материальный ущерб в результате угона автомобиля. При этом, заключая договор, страховщик всегда требует установки на автомобиль противоугонных средств, сигнализации и т.п. Без выполнения этого условия ни одна приличная страховая компания брать на себя обязательств не будет. Весьма важный момент: при заключении договора указывается, где будет храниьтся автомобиль в ночное время (на охраняемой стоянке или где придется). Это влияет на ту сумму денег, с которой вам предстоит расстаться. Не стоит экономить и, даже если авто регулярно ночует на охраняемой стоянке, лучше указать в договоре, что автомобиль остается ночью без присмотра. В этом случае при угоне автомобиля снижается риск получить отказ в выплате возмещения.
Еще один немаловажный момент: в договоре страхования необходимо четко отразить дату и время начала действия договора.

Пример третий – заключительный.
Автовладелец застраховал очень дорогой автомобиль. В договоре страхования было указано, что договор вступает в силу после установки страхователем на ТС противоугонной системы (определенного производителя) и предоставления автомобиля на осмотр страховщику. "Противоугонка" была установлена, а вот на осмотр ТС предоставлено не было. Не прошло и месяца как автомобиль угнали, а страховая компания, руководствуясь тем, что договор не вступил в силу, отказала в выплате.
Уважаемые автомобилисты, будьте предельно внимательны, как за рулем, так и в возможных сложных ситуациях, старайтесь не совершать необдуманных поступков и, надеюсь, что вооруженные вышеперечисленными советами, вы всегда останетесь в выигрыше.

Ladyauto.ru