Прокрастинация: как обратить ее себе на пользу
Если перевести слово «прокрастинация» на латынь, получится дословно «на завтра». А в психологии это понятие расшифровывается как «склонность к постоянному откладыванию важных или срочных дел, результатом которой могут быть жизненные проблемы или болезненные психологические эффекты». Мы не будем спорить с психологами. Просто покажем, что даже в таком малосимпатичном деле, как прокрастинация, могут быть свои плюсы, и расскажем, как правильно откладывать всё на потом.
Тебя ждёт отчёт на 20 страниц, ты старательно отодвигаешь его на задний план. Ничего страшного! Возьмись за то, что давно казалось неважным. Например, разбери шкаф – в нем наверняка найдется пара платьев, которые не надевала уже три года, туфли, безнадежно вышедшие из моды, и свитер, который тебе просто надоел. Отсортируй всё это: что-то пойдёт на благотворительность, что-то придется выбросить, а остальное аккуратно уляжется на полках. Глядя на результат своих трудов, ты точно сможешь собой гордиться. И наверняка подумаешь: ну разве человек, который осилил бардак в шкафу, не справится с каким-то там отчётом?!
Иногда важные дела только кажутся важными. Вот, например, у тебя есть статья, которую непременно нужно сдать сегодня, иначе редактор откусит тебе голову (он обещал). Вспомни, что ещё требует твоего безотлагательного участия. Допустим, обсуждение с коллегами перспективного плана на ближайшие полгода. Но тут выясняется, что тебе совершенно нечего обсуждать, потому что об этом плане ты даже не начинала думать, и, что характерно, категорически не хочешь начинать! Позволь прокрастинации взять верх – отложи этот план на потом. И возьмись за то, что на его фоне кажется не таким уж и важным – вот хотя бы за статью. А то редактор обещал сама знаешь что.
Говорят, некоторые люди лучше работают в экстремальных обстоятельствах. Ситуацию, когда дедлайн, а вместе с ним штраф, санкции и прочее многократное общественное порицание уже жарко дышат тебе в затылок, вполне можно назвать экстремальной. Проверь себя: дотяни до последнего, а когда до отправки, скажем, макета заказчику останется всего час – приступай и жми! В лучшем случае, ты сделаешь работу не просто хорошо, а отлично, в другом случае, который тоже никак нельзя считать худшим – узнаешь, что такой метод тебе совершенно не подходит. А что может быть прекраснее, чем быть в гармонии с собой?
Вы с коллегами решили обсудить новый проект, как вдруг выяснилось, что прокрастинацией, оказывается, может страдать не один, а сразу несколько человек. Переговорная наполнилась тягостным молчанием. Возьми инициативу в свои руки! Перенеси деловую встречу из офиса во внешний мир. Забронируйте столик в уютном кафе, закажите по чашке ароматного кофе, откройте ноутбуки – и снова приступайте к обсуждению. Смена декораций поможет сгенерировать несколько новых идей, а в перерыве можно будет поглазеть в окно, где тихо падает снег, и заказать симпатичный десерт. Спасибо прокрастинации – ведь в офисе таких бонусов не допросишься!
Одним из главных прокрастинаторов прошлого может считаться Рэймонд Чандлер. Этот голливудский сценарист и замечательный человек просто обожал откладывать на потом сдачу текстов, но в какой-то момент нашел эффективный способ борьбы с самим собой. Мистер Чандлер выделял себе на работу четыре часа в день, и, если она «не шла», заставлял себя просто сидеть на стуле. Молча. Не делая ничего. Как правило, через непродолжительное время выяснялось, что просто так сидеть ужасно скучно – и сценарист вновь принимался за работу. Попробуй тоже – но только честно: никаких разглядываний фотографий в телефоне, мессенджеров и просмотра ленты инстаграма!