Повышение: инструкция по применению
Наступил долгожданный день: тебя наконец повысили в должности, и теперь ты стала, скажем, руководителем группы, а то и целого отдела. Конечно, это значительный шаг в карьере. Но, взяв на себя обязанности начальника, ты столкнешься с множеством новых проблем.
WomanJournal.ru решил рассмотреть несколько самых распространенных неприятных ситуаций и попросил Ирину Шевцову (27 лет), главу отдела управления персоналом одной крупной промышленной компании, поделиться с нами своим опытом и советами.
"Женщина-начальник? Нет, спасибо…"
По данным проведенного исследовательским центром портала SuperJob.ru опроса, в котором приняло участие более 4000 человек, 46% респондентов предпочли бы в качестве начальника мужчину, 47% заявили, что им все равно – главное, чтобы руководитель был толковый. И только 7% хотели бы видеть в кресле босса женщину. А значит, риск, что коллектив не обрадуется начальству женского пола, весьма велик. Что же делать, если в подопечные достались шовинистически настроенные коллеги?
Ирина Шевцова:
– Во-первых, нужно иметь поддержку в лице руководителя более высокого уровня. Если тебе предложили новую должность, значит, тебе доверяют, в твои силы верят.
Будь внимательна к своим сотрудникам, обращайся к ним за советом, спрашивай мнения и воспринимай все спокойно и сдержанно. Но самое главное – больше позитива. Ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессию. Если же твоя реакция на нападки коллег будет слишком эмоциональной, ты лишь подтвердишь теорию о несостоятельности женщины-руководителя.
"Была у нас одна начальница, – рассказывает Виктория, маркетолог крупной столичной компании. – Молодая, сама еще толком ни в чем не разобралась, как уже уволила пол-отдела. На их место взяла таких же неопытных, как она сама. А потом окончательно запуталась и перестала справляться. Через полгода такой неразберихи ей пришлось уволиться".
В ситуации "молодая начальница" была и сама Ирина Шевцова:
– В моем случае многих ввел в заблуждение мой возраст. Большинство руководителей подразделений гораздо старше меня, и они никак не хотели ко мне прислушиваться, так как изначально восприняли меня как совсем неопытную. К тому же некоторым людям психологически тяжело следовать указаниям такого молодого начальника.
Я стараюсь держать себя максимально корректно, но при этом продолжаю делать свое дело. Часто недоразумения возникают из-за того, что люди не владеют информацией и новыми знаниями. Приходится тратить много времени на объяснения, подборку аргументов для обоснования своей точки зрения, поиск индивидуального подхода к каждому человеку. Главное здесь – уверенность в себе и своих действиях, а также уважительное отношение к людям.
Тем же, кому кажется, что сил справиться с давлением недружелюбно настроенного коллектива может не хватить, стоит посетить тренинг "Эффективный менеджер", основной идеей которого является то, что эффективный менеджер - это человек, которые не просто достигает поставленных перед ним целей при оптимальных затратах ресурсов, но и дает реализовать себя своим подчиненным.
По мнению бизнес-тренеров, грамотное руководство персоналом реализуется в мотивации, личном примере менеджера и стиле его руководства.
Мотивация. Понаблюдай за своими подчиненными. Интересуют ли их материальные блага, признание окружающих, самореализация или карьерный рост? Поняв мотив каждого, ты найдешь к нему единственно правильный подход.
Личный пример. Как бы враждебно ни был настроен коллектив, зачастую твой личный пример намного эффективнее проведения обучения или часового разговора тет-а-тет.
Стиль руководства. Умение выбрать и применить правильный стиль руководства с тем или иным подчиненным – высший пилотаж. Но этот навык приходит с опытом и ошибками. Анализируй свою работу с коллективом, и ты найдешь свой стиль.
Успешным же примером действий молодой начальницы можно считать историю руководителя отдела продаж Валерии:
"Когда я только стала начальником отдела, коллектив работал вяло и неаккуратно, и мы еле укладывались в сроки. Я задумалась: в чем дело? Вроде бы люди хорошие, а ничего не получается. Но, оглядевшись по сторонам, вдруг поняла, что в таких условиях действительно невозможно нормально работать. Столы стоят неудобно, сотрудники друг другу мешают, раздражаются – у них на пререкания больше времени уходило, чем на работу. Поэтому первое, что я сделала, – изменила всю планировку нашего кабинета. Столы поставили так, чтобы у каждого образовалось личное пространство. Еще я выяснила, у кого какие предпочтения: кто хочет сидеть у окна, кто в углу, а кто – так, чтобы упираться взглядом в стенку, а не в коллег. Все это было учтено. Результат превзошел мои ожидания: почти прекратились опоздания, пропуски стали реже, работа пошла слаженно и организованно".