Как удачно пройти собеседование?
Поиск работы – ситуация совсем не редкая, особенно сейчас. Почти каждый из нас хоть однажды проходил собеседование, после которого мы либо получали вожделенное место, либо снова попадали на биржу труда. Для того чтобы быть уверенным в эффективности собеседования, то есть в том, что ты пройдешь его вполне успешно, надо знать определенные, в том числе психологические, правила поведения.
Главное, что ты должна помнить: собеседование – это встреча двух равноправных сторон. Ты пришла не как проситель, а как профессионал – выяснить, насколько подходят предлагаемые работодателем условия и оплата труда. Иными словами, тебе сделали деловое предложение, и в процессе беседы решаешь, стоит или не стоит его принимать.
Собеседование есть самопрезентация, а ни в коем случае не исповедь. Конечно, необходимо придерживаться фактов, но любую информацию можно подать выгодно для себя. Согласиь, "временно не работаю" звучит лучше, чем "безработный". Если возраст солидный, то: "Мои дети уже выросли, и я могу больше сил отдавать работе" или "Моя нынешняя профессия – это мой зрелый выбор". Если же пока нет опыта работы, скажи об учебе: "Мне интересна эта специальность, и для того, чтобы овладеть ею, я сделала следующее…".
Здороваешься ли ты, называешь ли свое имя, отвечаешь ли на вопросы – все это нужно делать с удовольствием! Даже если тебе вдруг не нравится твое имя, или неприятен рекрутер, или… да мало ли что еще – ты обязана настроиться на волну успеха и позитива. Чрезвычайно важно, с каким настроем ты пришла на собеседование, с какой интонацией и выражением лица ты говоришь. Итак, третье правило гласит: доброжелательность, уверенность, правдивость.
Все мы знаем об эффекте первого впечатления, которое складывается в первые семь секунд знакомства. Ты только открыла дверь, вошла в кабинет, а твой собеседник уже имеет о тебе определенное представление. Какое? А вот это полностью зависит от тебя.
При подготовке к собеседованию необходимо:
а) создать настроение победителя – "я довольна собой, я довольна жизнью, у меня есть все, что мне нужно, я открыта миру и позитивно воспринимаю любые его проявления (в том числе и менеджера по персоналу, с которым предстоит общаться!)…". Как это сделать? Прежде чем войти в кабинет, вспомни что-то очень хорошее, приятное для тебя и держи мысленно этот образ во время беседы;
б) одеться в стиле, принятом в фирме, для чего полезно провести предварительную разведку, побольше узнать о возможном работодателе. При этом тебе нужно чувствовать себя естественно и комфортно, одежда должна быть удобной и не только что из магазина. Кстати, по негласному офисному этикету по стоимости твой туалет должен приближаться к одной месячной зарплате, не превышая ее.
Один из законов этики интервью гласит: режиссер – тот, кто пригласил тебя на собеседование. Перехватывание инициативы здесь недопустимо!
Теперь остановимся на некоторых моментах собеседования более подробно.
-
Прийти на собеседование желательно чуть раньше назначенного времени: будет возможность оценить обстановку, почитать внутрифирменную информацию, услышать, как принято называть директора, как общаются сотрудники и т.д.
-
Подобно тому, как разные режиссеры снимают кто мелодрамы, кто комедии, кто эпосы, а кто триллеры, так и собеседования бывают различных типов. Тип собеседования зависит от специфики предстоящей кандидату работы, а также от личности рекрутера.
Есть, например, так называемое стрессовое интервью – попытка вывести человека из равновесия. Оно, как правило, проводится в случае, если позиция связана с многочисленными стрессовыми ситуациями. Допустим, тебя заставили долго ожидать в приемной. Учти: скорее всего, это не случайность, а проверка твоего терпения и уровня стрессоустойчивости.
-
С самого начала беседы умей слышать вопрос и отвечай конкретно. В некоторых фирмах, к примеру, могут предложить: "Хотите ли что-нибудь выпить – чай, кофе?" Тут нужно ответить: "Спасибо, да" или "Спасибо, нет". Если же вопрос звучит: "Вам чай или кофе?" – надо выбрать. Имей в виду, это тоже тест.
-
Вопросы на собеседовании могут задаваться любые. Надо быть к этому готовым и, напоминаю, всегда говорить доброжелательно и уверенно!
-
Существенно не только как, но и что ты говоришь. Рассказывая о себе, используй активные глаголы: "я умею", "я владею", "я работаю"… Оценивается словарный запас претендента, его интеллектуальный и культурный уровень.
-
На собеседовании на вопрос: "Ваше семейное положение?" – следует ответить: "Замужем" или "Женат" только при условии, что твой брак официально зарегистрирован.
-
Когда речь заходит о твоей прежней работе и о том, почему ты ушла, главное правило: о прошлом, как о покойнике, только хорошее. Без агрессии, никакого негатива: "Не было возможности карьерного роста, однако приобрела полезный опыт, остались хорошие отношения с коллегами" и т.п.
-
Вопрос о твоих сильных и слабых сторонах часто смущает. Маленькая подсказка. Разговор о достоинствах вполне этично начать так: "Коллеги по работе (или друзья) говорят, что я…". Далее сделай упор на профессиональные навыки, обучаемость и положительные характеристики, более относящиеся к работе, такие как ответственность, целеустремленность, инициативность. Что касается минусов, их надо подавать так, чтобы это звучало как плюс: "Нет опыта работы, но есть большая заинтересованность…".
-
Гармонично развитый человек умеет и работать, и отдыхать. Посему когда тебя спрашивают, как ты проводишь свободное время, или просят рассказать о хобби, говорить о своих увлечениях нужно воодушевленно и обязательно со знанием дела.
- В последней части собеседования рекрутер обычно интересуется у кандидата: "Какие у вас есть вопросы?" И по содержанию последних оценивает качество твоей мотивации. Вот примеры правильных тем, затронутых кандидатом в своих вопросах:
– специфика работы;
– делегирование полномочий;
– что хорошего было в моем предшественнике?
– какой человек на этом месте для вас был бы эффективен?
- У нас остается один, пожалуй, наиболее важный, а иногда и решающий аспект собеседования – будущая зарплата. То, что ты должна обязательно сделать, – провести предварительный маркетинг аналогичных позиций.а) Как правило, зарплата называется менеджером по персоналу. Если она мала, уместно спросить: "Какой у вас пакет компенсаций?"
б) Иногда выясняют у кандидата, какие деньги он хотел бы получать. В этом случае называй адекватную цифру и держи паузу. Кто первым открыл рот, тот и проиграл.
в) Если же вдруг вопрос о зарплате вообще не поднимался, ты вправе задать его самостоятельно. Отмечу лишь, что психологически выгодно спрашивать таким образом: "Какую зарплату принято платить на этой должности в фирме?" или "На какую зарплату я могу претендовать?" – спокойно, доброжелательно!
-
В конце беседы надо поблагодарить за уделенное вам время. Более того, согласно этике делового общения, если на вас потратили более 20 минут, прилично написать дежурное благодарственное письмо.
-
Не обрекай себя на муки длительного ожидания ответа. Сократить его максимум до одной недели вполне в твоей власти. Попрощавшись, спроси: "Когда я могу узнать о результатах: в начале или в конце недели? Когда мне позвонить?"
-
И напоследок хочу добавить, что собеседование – это социальная игра, так что не стоит относиться к нему излишне серьезно. Будь легче, это прибавит тебе очков как в ситуации собеседования, так и вообще в жизни. Удачи!
Автор: Жанна Русецкая,
психологический портал www.psynavigator.ru