Психология

Как понять, что у подруги — депрессия

И почему советы вроде «Просто пойди прогуляйся» или «Соберись, тряпка!» не работают.

Сразу скажем, мы сейчас не о тех отчасти даже приятных моментах, когда дождик капает, хочется картинно сидеть на подоконнике, вспоминать первую любовь и делать лирические селфи. Мы о скучном и очень неприятном медицинском диагнозе, который, как Дементоры в книжках про Гарри Поттера, высасывает всю радость из жизни. Как понять, что у подруги именно депрессия, что делать и, главное, чего не делать?

Хандра от депрессии тем и отличается, что первая проходит за день или неделю, а вторая — нет. Если подавленное настроение сохраняется дольше двух недель, то уже можно заподозрить депрессию. Некоторые впадают в раздражительность, но гораздо чаще плохое настроение при депрессии — это тоска, подавленность и равнодушие ко всему, что раньше радовало. Бессмысленно пытаться развеселить ее, силком таща на выставку авангардистов, в кино или на пивную дегустацию — она будет упираться, потому что больше не видит во всех этих затеях ничего интересного. Депрессия — это не печаль, как многие полагают, а скорее полное отсутствие хоть каких-то радостных эмоций. Ее даже «Теория большого взрыва» не смешит.

Мир при депрессии невыносим — это не фигура речи, а медицинский факт. Человек, которому все обрыдло, старается отгородиться от действительности. Он начинает сутулиться, сидит, обхватив себя руками, как будто ему холодно или болит живот. Ее лицо, раньше такое оживленное, стало пустым и безэмоциональным — ты иногда даже сомневаешься, слышит ли она тебя. Не сомневайся — скорее всего, не слышит.

Она постоянно жалуется на усталость и обесточенность, причем даже воскресным вечером. «Сил моих больше нет», «Не могу встать с кровати», «Когда же это все кончится», «Я не справляюсь» — такое от человека в депрессии можно услышать очень часто. При депрессии даже 14-часовой сон не восстанавливает силы, человек просыпается совершенно разбитым. А ты, заглянув к ней в гости, поражаешься — раньше тут было чисто, как в комнате из мебельного каталога, а теперь повсюду бардак и кастрюля в мойке колосится разноцветными формами новой жизни.

Ты уже и вечеринку в ее честь устроила, и поругала за то, что она ходит такая квелая, и еще по-всякому проявила свои теплые чувства — а никакого ответа нет. На попытки расшевелить ее она лишь огрызается и раздражается — как правило, тоже довольно вяло. Депрессия, как уже было сказано, не позволяет человеку чувствовать ничего хорошего — симпатии и любви в том числе. Любое социальное взаимодействие становится невероятно сложным. Стараясь сохранить лицо, некоторые люди имитируют эмоции, чтобы к ним не приставали с вопросом «Что ты такой серьезный?», и на это актерство уходят последние силы.

Там, где другой сказал бы «Не повезло», она видит свою прямую вину. Если удастся ее разговорить, она начнет рассказывать, какая она слабая, никчемная, бездарная и страшная. Ничего хорошего она не заслуживает, так что неудивительно, что все так плохо и лучше никогда не будет, это же ясно как день. Даже если она застрянет в пробке — это произойдет по ее вине. Что еще ждать от человека, который туп настолько, что выезжает из дома в час пик и такой лузер, что живет на дальней окраине?

«Пойди развейся, и все пройдет!»

При депрессии любая еда имеет вкус мокрой картонки, любая музыка кажется шумом стройплощадки, а дружеские тусовки — тяжелой и бессмысленной повинностью. Это не скука, которая запросто лечится рейдом по ночным клубам. Средь шумного бала человек с депрессией не отвлекается, а наживает дополнительное чувство вины — все веселятся, а я нет — значит, я скучный и унылый.

«Как тебе не стыдно, разнюнилась из-за такой ерунды!»

Депрессия — это не выбор. Это болезнь. Как бы ты отреагировала, если бы кто-то сказал тебе: «Стыдись, как можно было отравиться каким-то там салатиком?». Депрессия не всегда возникает как ответ на горе, она может накрыть и на вершине успеха. Но даже если причиной стало какое-то переживание, нельзя обесценивать чувства подруги. Она сама с обесцениванием себя отлично справляется. Говоря такую ерунду, ты бьешь сразу в две болевые точки — заявляешь, что ее эмоции выеденного яйца не стоят, и намекаешь, что помимо безнадежности, боли и бессилия ей было бы неплохо еще и от стыда покорчиться. Настоящий друг.

«Соберись, будь сильной, ты справишься!»

Говорить так — все равно, что предложить человеку со сломанной рукой выжать штангу на 50 килограммов. Не может? Наверное, это потому, что он просто недостаточно старается! Но, увы, усилием воли нельзя срастить кость, вылечить аппендицит и унять зубную боль. И прекратить депрессию тоже.

  • Пойми, что речь идет не о грусти и саможалении, а серьезном расстройстве, у которого вполне органические причины — сигналы в мозгу проходят как-то не так, как надо — и масса симптомов помимо отсутствия радости в жизни. Так что прекращай требовать, чтобы она на радость тебе быстренько перестала болеть.

  • Перестань тормошить ее. Поверь, ей вообще не до вечеринок, сплетен, твистера, кино и пеших походов на Алтай. У нее все силы уходят на то, чтобы утром с кровати встать.

  • Помоги ей с бытовыми мелочами, как помогла бы, если б она сидела дома со сломанной ногой. Притащи что-нибудь очень вкусное — депрессия нередко сопровождается нервной анорексией, когда человек вообще перестает есть. Если можешь, то подыщи грамотного психотерапевта и запиши ее на прием — с ее ведома, конечно.

  • Прояви такт. Не навязывай помощь, не ругай ее за безволие и не провоцируй. Сейчас бесполезно взывать к самолюбию и брать на слабо — такие меры только подталкивают ее ближе к краю.