Психология

10 ошибок на собеседовании

Нашла вакансию своей мечты? И тебя пригласили на собеседование? Поздравляем! Ты обязательно получишь эту работу, если застрахуешься от типичных ошибок.

Если кадровик просмотрел твое резюме и пригласил на собеседование, значит, первичный отбор ты уже успешно прошла. Раз с тобой решили встретиться лично, это говорит о том, что твое образование и опыт работы вполне устраивают работодателя. На собеседовании уже не так важно, сколько у тебя высших образований и какой стаж. Ведь при личном знакомстве оценивают тебя, как человека и как потенциального сотрудника.

Соответственно все, что от тебя потребуется – это наглядно продемонстрировать, что работать с тобой будет комфортно и приятно. А так же что ты легко впишешься в коллектив и формат данной организации. Это тебе вполне по силам.

На собеседовании достаточно всего лишь быть собой и при этом избежать распространенных ошибок общения (которые, как правило, совершаются из-за чрезмерного волнения).

WomanJournal.ru предлагает тебе учиться на чужих ошибках, чтобы не допустить свои – 10 самых распространенных ошибок на собеседование, которые подскажут, как удачно провестипереговорыс потенциальным работодателем.

Ошибка № 1. Имитация хладнокровия и равнодушия

Волнение – вещь вполне естественная. Особенно, если речь идет о работе твоей мечты. Многие люди стараются набить себе цену, притворившись, что не больно-то они заинтересованы в этой вакансии. Другие приходят на интервью с таким видом, словно сделали работодателям великое одолжение.

Не стоит на собеседовании притворяться, что тебе все равно. Во-первых, выглядеть это будет, скорее всего, глупо и фальшиво. А, во-вторых, это не вызовет симпатию работодателя, а только оттолкнет его от тебя. Ведь каждый начальник мечтает о преданных и увлеченных своим делом подчиненных.

Так что не бойся демонстрировать энтузиазм. Лучше честно признаться «Я очень взволнована, потому что перспектива стать сотрудником вашей компании меня очень вдохновляет. Это работа моей мечты», чем строить из себя суперценный кадр, снизошедший до «этой дыры».

Ошибка № 2. Критический настрой

Свежие идеи и желание улучшить работу организации, в которую ты устраиваешься – это прекрасно. Однако бестактная критика этой самой организации может свести твои шансы трудоустройства к нулю.

Если ты видишь много недочетов в работе фирмы, не стоит выкладывать свои соображения в лоб: «Да ваши пиарщики – дебилы, а маркетологи и вовсе ничего не смыслят!».

С другой стороны, грубо льстить и искажать правду тоже не нужно. Например, если ты устраиваешься в агентство с более чем скромным списком клиентов, бессмысленно говорить: «Я так мечтала работать на вас! Вы лидеры в своей сфере! Популярнее и лучше вас нет никого». Ведь работодатель, скорее всего, и сам знает о проблемах и слабых сторонах своего бизнеса. И если ты будешь грубо льстить, он просто решит, что ты не умеешь оценивать рабочую ситуацию.

Выход прост: насобеседованииговори о том, что ты можешь сделать для данной фирмы. Можешь увеличить продажи на 20% - прямо скажи об этом.

Ошибка № 3. Излишняя скромность

Собеседование – не время преуменьшать свои достоинства и заслуги. Худшее, что ты можешь сделать – это сказать: «Я обычный/рядовой сотрудник».

Если ты сама подробно не расскажешь сейчас о своих талантах, достижениях, успехах, то как о низ узнает работодатель?

Порой на собеседовании имеет смысл сказать даже о тех своих навыках, которые не имеют прямого отношения к должности, на которую ты претендуешь. Например, знание языков, креативность, психологические познания и т. д.

Работодатель должен получить как можно лучшее представление о тебе. Так что, если ты предстанешь человеком разносторонним, это пойдет тебе в плюс.

Ошибка № 4. Бахвальство до добра не доведет

Противоположная ошибка – это чрезмерное бахвальство. Одно дело, когда ты спокойно излагаешь свои объективные заслуги и достижения: «Я сделала такой-то проект», «Я закончила такой-то университет с красным дипломом», «Я создала сайт, у которого такая-то посещаемость» и т. д.

И совсем другое дело, когда ты начинаешь бросаться громкими словами: «Я одна держу на плаву весь рекламный бизнес России». «Мои статьи давно стали культовыми в мире женского глянца». «Я супергуру продаж» и т. д.

Вместо того, чтобы кидаться пафосными словами, такими как «культовый», «гуру», «лидер», просто назови конкретные цифры и факты, подтверждающие твой успех.

Ошибка № 5. Язык мой – враг мой

Работодатели часто любят проверять людей каверзными вопросами. Твоя задача найти корректный ответ. Например, если просят «Назовите свои недостатки», глупо хвалиться «У меня их нет».

Еще глупее честно перечислять свои минусы вроде лени, вспыльчивости, глупости и т.д. Кому нужен ленивый/вспыльчивый/глупый сотрудник?

Можешь сказать, что ты трудоголик, перфекционист и, возможно, чересчур амбициозна. Эти недостатки большинство работодателей с радостью простят своим сотрудникам (и даже примут за достоинства).

Можешь также преподнести свои слабости как достоинства или, по крайней мере, как можно мягче. Например: «Я нацелена на конечный результат и порой бываю слишком нетерпелива, стараясь получить желаемое как можно скорее».

Ошибка № 6. Нездоровый фанатизм

Демонстрируя энтузиазм, важно не перегнуть палку. Одно дело, когда ты говоришь «Это работа моей мечты» и совсем другое, когда заявляешь «Я повешусь, если вы меня не возьмете».

Одержимость и фанатизм никогда не красят женщину. Например, если работодатель спрашивает тебя: «Собираетесь ли вы заводить детей? Как это может повлиять на вашу карьеру?», не нужно пламенно заверять, что ты ненавидишь детей и никогда не собираешься становиться мамой или что твои дети обойдутся вниманием няни. Лучше честно скажи, что, как женщина, ты хочешь реализоваться и в карьере, и в семейной жизни.

Более того, можешь заверить, что семейная жизнь поможет тебе в карьере, потому что родные тебя поддерживают и дают тебе необходимое для работы вдохновение. Если у тебя пока нет детей, заверь работодателя в том, что в ближайший год ты не уйдешь вдекрет, и что тебе интересна сама работа, а не пособие, которое она может тебе обеспечить в дальнейшем.

Ошибка № 7. «Я у вас пока перекантуюсь»

Работодатель часто старается узнать о твоих планах на будущее. Например, кем ты видишь себя через пять-десять лет.

Рассказывая о своихмечтахи планах, будь адекватна. Не сболтни лишнего! На собеседовании ни в коем случае нельзя говорить о твоем желании занять должность руководителя компании, куда ты хочешь устроиться на работу, о твоих планах пойти работать к конкурентам, о том, что в будущем ты хочешь заниматься чем-то совершенно другим.

Ошибка № 8. Сладкая ложь

Пытаясь произвести впечатление, мы часто стараемся показаться лучше, чем есть на самом деле. Однако откровенная ложь зачастую оборачивается против нас.

Если ты соврала, что знаешь финский, однажды работодатель обязательно тебя проверит. Хорошо еще если он заговорит с тобой по-фински на самом собеседовании, а если ты уже устроишься на работу и тебе поручат провести переговоры без переводчика с партнерами из Финляндии? Как будешь выкручиваться?

Так что не стоит врать о том, что все знаешь и все умеешь. Более грамотным в данном случае будет сказать: «Я владею английским со словарем, но давно мечтаю улучшить свои знания. Если буду здесь работать, это станет для меня прекрасным стимулом выучить язык как следует, а если в ходе моей работы вы дадите мне возможность попрактиковаться, то мое обучение будет еще эффективнее». Или «Я не владею программой 1С, но ради работы в вашей фирме я готова сегодня же записаться на вечерние экспресс-куры».

А иногда и вовсе можешь попросить помощи уработодателя: «Вот это мне пока не понятно, но если вы или ваши сотрудники уделите мне 15 минут и объясните, что к чему, я обязательно во всем разберусь».

Ошибка № 9. Вопрос цены

Вопрос о зарплате является на собеседовании одним из самых щекотливых. Однако, если эта тема всплыла, ни в коем случае не стоит отмалчиваться или мямлить: «Заплатите, сколько сможете».

Запомни, пока ты сама не научишься называть свою цену, ты никогда не сможешь ее получить. Говоря о желаемой зарплате, будь откровенна: ты не милостыню просишь. Ты говоришь, сколько стоят услуги такого специалиста, как ты. Поэтому честно говори: я хочу получать столько-то. Дальше, конечно, может начаться торг.

Но если кадровик в тебе действительно заинтересован, он и сам будет стараться договориться с тобой, прийти к какому-то компромиссу.

Если жепредлагаемая зарплататебя не вполне устраивает, но, тем не менее, ты страстно хочешь принять предложение о работе, сразу уточни, когда вы сможете вернуться к разговору о прибавке и/или повышении.

Ошибка № 10. На полном серьезе

Последняя и самая главная ошибка заключается в том, чтобы относится к собеседованию слишком серьезно. Помни, это отнюдь не вопрос жизни и смерти. Это просто собеседование.

Если данная работа оптимальна для тебя, ты ее обязательно получишь. Если нет, что ж, всегда найдется что-то лучше. Получай удовольствие от процесса. Ведь на собеседовании ты оцениваешь свой уровень, подводишь промежуточные итоги своей карьеры, вспоминаешь обо всех своих талантах и достижениях.

Так пусть собеседование будет для тебя в первую очередь приятной беседой о твоем любимом деле, а не жестким экзаменом.