Что такое дизайн-мышление и чем оно может быть полезно
Что такое дизайн-мышление
Дизайн-мышление — это способ решения задач, основанный на креативном, а не на аналитическом подходе. Идею этого метода впервые сформулировал Герберт Саймон в книге «Науки об искусственном», опубликованной в 1969 году. Хотя метод существует больше 50 лет, особую популярность он получил только недавно.
Дизайн-мышление учит мыслить нешаблонно и экспериментировать. Как оказалось, это важно не только для людей креативных профессий. Теперь и людям аналитического склада ума нужно учиться креативности. Менеджерам, владельцам бизнеса и даже людям, которым просто нужно спланировать путешествие, полезно научиться генерировать идеи.
Вместе с экспертом Динарой Исаевой создательницей метода «Интегративное чтение» и основательницей школы «Букволон», мы обсудили, как развить в себе креативность.
Зачем быть «дизайнером»
В широком смысле быть дизайнером — это сегодня делать то, что будет необходимо завтра. Современный мир постоянно меняется и делает это очень быстро. Поэтому успеха, как в предпринимательстве, так и в других сферах можно достичь, только работая на опережение. А для этого недостаточно одного аналитического подхода.
Раньше считалось, что творчество — удел избранных. Но сейчас очевидно, что каждый сам решает, в какой степени он творец своего дела, личности, жизни. А значит, чтобы быть успешным, необходимо развивать не только логическое мышление и анализировать информацию, но и думать как дизайнер.
Дизайн-мышление в бизнесе
Предприниматели используют дизайн-мышление для того, чтобы понимать потребности и проблемы клиентов и решать их неординарными методами. Для этого необходимо «думать вне коробки», то есть выйти за пределы привычных способов, за рамки стереотипов. Это может показаться сложным, но после пошаговой работы дизайнерский подход осваивают практически все. Существует 6 шагов дизайн-мышления.
Творческий подход к решению любой задачи начинается с пристального внимания к желаниям и страхам клиентов, сочувствию и сопереживанию им. Для этого надо абстрагироваться от своих ощущений и постараться встать на место пользователя — посмотреть на проблему его глазами. Тут недостаточно опросов и наблюдений со стороны. Необходим максимальный контакт с аудиторией, погружение в ситуацию, которую ты намереваешься трансформировать. Задачи этого этапа:
- найти целевую аудиторию;
- изучить опыт клиентов;
- выявить скрытые потребности;
- определить перспективные направления для нововведений.
Это этап анализа полученных данных о клиентах и формулирования конкретной задачи. Важно понять, в какой ситуации находится потребитель и чего он хочет. А затем сформулировать уникальную точку зрения на проблему. От нее зависит, в каком направлении двигаться дальше и по каким критериям оценивать возникающие идеи.
На этом этапе необходимо отключить критическое мышление, отбросить шаблоны и стереотипы и думать нестандартно. Все идеи, даже кажущиеся совершенно бредовыми, обязательно фиксировать. И, когда наберется достаточно много вариантов, рассмотреть каждый, обсудить, взвесить и выбрать самые полезные и перспективные.
К окончательному выбору идеи привлекаются все специалисты, команды или их представители, которым предстоит ее реализовывать. Важно выбрать решение, которое будет одновременно наиболее подходящим клиентам, финансово выгодным и осуществимым технически.
Перед тем как вкладывать средства в реализацию идеи, необходимо ее проверить на прототипе — упрощенной модели, выполняющей основные функции по решению поставленной задачи. Польза от прототипа будет в любом случае. При неудаче удастся сэкономить ресурсы, а потом снова вернуться ко второму этапу. В случае успеха можно будет не только исправить мелкие недочеты, но и еще лучше понять клиентов.
На финальном этапе прототип тестируют пользователи и дают обратную связь по продукту. Это позволяет понять, удовлетворяются ли потребности клиентов, решена ли поставленная задача и есть ли необходимость в доработке.
Дизайн-мышление в жизни
Если ты решила использовать дизайнерский подход в частной жизни, поставь на место клиента себя или своих близких. Изучай свои потребности и возможности, генерируй идеи и пробуй раз за разом их реализовывать.
Чтобы развивать креативность и избавиться от стереотипов и неработающих стандартов, ищи оригинальные способы решения даже мелких ежедневных вопросов.
Ходи в привычные места по новым маршрутам. Пробуй писать, есть, расчесываться и чистить зубы не ведущей рукой. Наблюдай за детьми и играй с ними — они творчески подходят ко всему. Строй с ними замки из подручных материалов, а не из готовых конструкторов. Придумывай сказки и иллюстрируй их.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram!
Фото: Pexels