Осень-зима 2008/09: русские мотивы нерусских дизайнеров
Французский модельер и создатель одной из первых коллекций haute couture Поль Пуаре (Paul Poiret) еще в 1910-е годы вдохновлялся русским стилем. В его коллекции 1911 года, которая выставлена в Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке и является классикой дизайнерского искусства, содержатся элементы стиля a la russe: платья из парчи с золотой вышивкой, пальто с набивным цветочным рисунком и меховыми воротниками, меховые шапки. В своих мемуарах под скромным названием "Одевая эпоху" Пуаре писал, что на творчество его воодушевляли русское театральное искусство и работы русского художника Леона Бакста , главного декоратора балетных представлений "Русские сезоны" Сергея Дягилева в Париже.
Полвека спустя дягилевские Les Ballets Russes вдохновили еще одного французского гуру. Ив Сен-Лоран назвал коллекцию 1976 года "Русские балеты" и посвятил ее загадочной России, которая в 70-е годы жила под железным занавесом, обособленно от мира высокой моды. Коллекция прославила дизайнера на весь мир, нью-йоркские газеты выходили с заголовками "Новая коллекция Ива Сен-Лорана изменит курс моды". Уникальным были не только интерес к русским традициям, но и детали коллекции: модельер взял за основу пышные боярские юбки с высокой талией, которые демонстрировались вместе с расписными платками, жилетами из овчины и пальто с набивным рисунком.
В следующий раз мир моды повернулся лицом к России в эпоху Горбачева, когда все выучили странное слово "перестройка", а дизайнеры всерьез заинтересовались русским народным стилем. Balmain и Christian Dior вывели на подиумы моделей в длинных шубах в пол с высокими воротниками и массивных шапках-ушанках. На рубеже 80-х и 90-х так действительно ходили и по московским улицам, но не приверженцы модных тенденций, а обычные горожане, согревающиеся в 30-градусный мороз.
| |
| | | |
| | | | |
| |
| | | Эскиз | Анна Павлова в театральном костюме | Ив Сен-Лоран за работой |
|
В новом тысячелетии интерес к русской культуре по-прежнему не угасает. В 2005 году Жан-Поль Готье после путешествия по Малороссии воплощает свои воспоминания в новой коллекции. Платья с вышивкой, расписные платки, цыганские юбки, замшевые жилеты, треуголки, отороченные мехом, и кокошники на подиуме произвели неизгладимое впечатление на публику. Каждую модель одежды дизайнер назвал в неизменно русском стиле: "Светлана", "Наташа", "Надежда", "Евгения", "Раиса", "Лариса", "Петрушка", "Матрешка". Критик американского Vogue Анна Винтур назвала эти шедевры модельера лучшей из haute couture коллекций, которые он когда-либо создавал.
Откуда у мировых дизайнеров столько любви к русским народным мотивам, рассуждает Константин Гайдай.
"Наша страна и история имеют слишком много творческого наследия. Оно поистине огромно, это целая энциклопедия по истории искусства. Слава Зайцев уже лет 40 использует хохломские узоры, а сегодня все видят этот красно-желтый принт в коллекциях Дениса Симачева, что является еще одним примером того, что из истории костюма можно черпать вдохновение бесконечно.
Дизайнеры часто смешивают в узорах славянские обычаи и традиции Востока, не копируя народный элемент целиком, а микшируя и создавая симбиоз разных культур. Все держится на ассоциативном ряде: на подиуме появляется кокошник с африканским рисунком, но он все равно останется деталью русского стиля. Во влечении западных дизайнеров к русскому стилю, безусловно, есть и коммерческая составляющая, ведь Россия является одним из главных потребителей люкса на сегодняшнем рынке".
Влияние стиля а-ля рюс проявилось и в последней коллекции самого дизайнера. В ней Гайдай использовал мех лисы, павловопосадские платки, а также узоры из русских народных костюмов, которые компилировались с иными принтами.
| |
| | | |
| | | | |
| |
| | | Показ осень-зима 2008 Konstantin Gayday | Показ осень-зима 2008 Konstantin Gayday | Константин Гайдай |
|
В новых коллекциях осень-зима легко обнаружить элементы, которым можно с уверенностью приписать русское происхождение.
Мех всему голова
Меняются времена, а мех по-прежнему согревает нас в холод и стужу, поэтому и остается одним из любимых материалов дизайнеров. Christian Lacroix и Vivienne Westwood интерпретируют меховые тенденции иронично: у Lacroix полушубок из черного меха украшен огромным шелковым бантом, а Westwood предлагает меховую накидку-пончо с капюшоном, напоминающую костюм медвежонка на детском празднике. Giorgio Armani остановился на черной шубе в пол из перьев страуса, а Fendi рекомендует классическую норку и коричневого страуса.
| |
| | | |
| | | | |
| |
| | | Сhristian Lacroix | Vivienne Westwood | Fendi |
|
Страсти по тулупу
Если меховые шубы на Руси могли позволить себе только богатые люди, то рабочий народ согревался в овчинных тулупах. Проверить на себе удобство такого одеяния можно уже этой зимой. Современные тулупы дизайнеры советуют сочетать с шелковыми платьями и облегающими лосинами. Etro выбирает двубортный крой и прямой силуэт, а Oscar de la Renta предлагает носить тулуп с поясом на талии и меховой шапкой в русском стиле.
| |
| | | |
| | | | |
| |
| | | Etro | Oscar De La Renta | Hermes |
|
Честь имею!
Пока женщин еще не обязывают служить в армии, дизайнеры настойчиво советуют примерить на себя жакет или пальто, напоминающие настоящие генеральские мундиры времен Николая II. В темно-синем жакете Moschino с позолоченными пуговицами и погонами можно отлично наводить порядки на работе, а в армейском пальто Etro с кожаными вставками – отправиться на прогулку с подругами в боевом строю. Для коктейльной вечеринки подойдет шелковое пальто-платье Valentino c высоким горлом – это лучший вариант, когда лаконичный крой уравновешивает яркий цвет.
| |
| | | |
| | | | |
| |
| | | Moschino | Valentino | Etro |
|
Бабушкин сундук
Невероятно, но факт! Атрибут русских крестьянок и советских тружениц – головной платок babushka – в этом сезоне станет абсолютным must have для всех модниц. Кружевные узоры из крупных цветов, словно сошедшие с деревенской скатерти, D&G использовали на платьях и юбках. Кроме того, в этом сезоне знаменитый миланский дуэт обратился к культуре казаков. В коллекции Dolce & Gabbana можно встретить юбку-карандаш с высокой талией из черной овчины. По поводу практичности таких меховых юбок в быту можно поспорить, но оригинальный головной убор свои позиции по актуальности должен отстоять. Казачий вольный дух пришелся по вкусу модному дому Burberry: он предложил в качестве идеального головного убора для зимы казачью папаху.
| |
| | | |
| | | | |
| |
| | | D & G | Burberry Prorsum | Dolce & Gabbana |
|