Русский стиль: царская роскошь мировой моды
Русский стиль начал завоевывать мир в 1910-е. Мэтр французского haute couture Поль Пуаре, побывав в России, пришел в восторг от знакомства с русской культурой и создал в 1911 году первую в истории европейской моды коллекцию со славянскими мотивами. Платья из парчи с золотой вышивкой, пальто с набивным цветочным рисунком, навеянным узорами павлопосадских платков, шапки из сибирских мехов покорили парижскую публику и стали классикой стиля a la russe. С той поры и по сей день для западных кутюрье русский стиль ассоциируется с роскошью, аристократичной изысканностью и экзотикой.
1920–1930-е годы стали временем «русского бума» в мировой моде, поддержанного первой волной эмиграции. Дизайнеры Поль Пуаре, Жанна Ланвен, модные дома Worth, Paul Caret и другие предложили клиенткам головные уборы для вечерних и свадебных нарядов, стилизованные под кокошник, платья и блузки прямого кроя с косой застежкой и росписью под лубок или вышивкой под русский народный орнамент, длинные объемные пальто с «боярскими» воротниками-стойками. Коко Шанель также отдала дань русскому стилю, придумав платья-рубашки с вышитым воротником и поясом, сумки через плечо, пальто и костюмы, отделанные мехом и бисером.
Новое пришествие русского стиля в мировой моде состоялось благодаря Иву Сен-Лорану. Его коллекция «Русские балеты» (осень-зима 1976/1977) вызвала огромный интерес Запада к традициям загадочной России. Представив на подиуме пышные боярские юбки с высокой талией, расписные платки, жилеты из овчины, пальто с набивным рисунком и белое вязаное платье-матрешку, Ив Сен-Лоран на многие годы определил эталоны русского стиля.
На рубеже 1980–1990-х модные Дома Balmain и Christian Dior сделали трендом длинные шубы в пол с высокими воротниками и массивные шапки-ушанки. Русский стиль актуален и сегодня. Его элементы из сезона в сезон можно наблюдать в коллекциях Karl Lagerfield, Jean-Paul Gaultier, Diane von Furstenberg, Roberto Cavalli, Christian Lacroix, Fendi, Oscar de la Renta, Giorgio Armani, Вячеслава Зайцева и других модных Домов.
К наиболее часто цитируемым дизайнерами вещам русского стиля можно отнести узорчатые платки, вышитые пальто и шапки-ушанки. Платки с набивным и тканым узором из хлопка, шерсти, шелка появились в России в конце XVII века. Они заменяли и дополняли головной убор женщин всех сословий, служили украшением наряда. Рисунок с «родными» растительно-цветочными мотивами, восточными и европейскими орнаментами мог быть одно- и двусторонним, а самые дорогие изделия вышивались золотой нитью. Век спустя началось промышленное производство платков. Мануфактуры Москвы, Павловского Посада, села Иваново Владимирской губернии славились своим текстилем по всей стране и за ее пределами. Узорчатые платки по достоинству оценили и современные дизайнеры: Доменико Дольче и Стефано Габбана, Жан-Поль Готье и другие мэтры моды.
В мировой практике «Русскими» называются пальто, напоминающие одеяния наших цариц и княгинь XIX века. Это приталенные, длинные, щедро отделанные мехом и драгоценной вышивкой модели с большими воротниками. Два века назад знатные русские дамы носили вышитые золотым позументом или бисером пальто из набивных тканей, плюша, бархата, фетра, парчи, с подкладкой из шелка, отороченные мехом по воротнику и подолу. Меховые шарфы, муфты, шапочки, украшенные перьями, дополняли зимний туалет модниц. Роскошные традиции тех лет представлены в последних коллекциях пальто от Valentino, Pucci, Jean-Paul Gaultier, Roberto Cavalli, Giorgio Armani.
Шапка-ушанка , которую во всем мире называют просто shapkа, стала национальным русским головным убором в конце XIX века. Шапка из меха или замши с круглой тульей и пришитыми к ее тыльной части и бокам лоскутами-отворотами – это изобретение прибалтийских народов, появившееся еще в V веке нашей эры. Тесемками ушанка обзавелась в XIX веке, когда мода на удобный и теплый головной убор латышей и эстонцев охватила сначала рабочий Петербург, а затем и всю Россию. В годы Великой Отечественной войны женщины-бойцы примерили мужское обмундирование, и это способствовало тому, что шапка-ушанка окончательно вошла в дамский гардероб.
Сегодня модные дома Kenzo, Pucci, Chanel , Christian Dior, Dolce&Gabbana, Anna Sui и другие экспериментируют с ушанкой как могут: комбинируют мех с трикотажем, кожей, замшей, стеганой синтетикой, заменяют тесемки металлическими цепочками, украшают вышивкой.