Одежда для души: 4 российских бренда с глобальной идеей, на которые стоит обратить внимание
Дизайнеры, передающие через коллекции одежды свои взгляды на жизнь и даже некие социальные манифесты, появились не вчера. Мода часто вдохновляется событиями в обществе и наделяет одежду особым смыслом. Кристиан Диор после войны декларировал возвращение женственности. Он демонстративно отказался экономить на ткани и вернул женщинам право на роскошь. Вивьен Вествуд на заре своей карьеры стала голосом той части общества, которая была недовольна решениями правительства, и королевы, как символа власти. Современным дизайнерам тоже есть, что сказать. И даже, если одежда не шокирует, как пышные юбки в стиле New Look или кожаные скинни на The Sex Pistols, то это не значит, что она не несет в себе идеи.
Экологичность была главным трендом до 24 февраля. Теперь акценты сместятся в сторону социальной повестки, но тема сохранения природы все еще актуальна. Интересно, что эксплуатируют тему многие, а разбираются в ней и реально заботятся об окружающей среде, единицы. Даже H&M уличили в гринвошинге: выяснилось, что компания не отдавала одежду на переработку, как обещала покупателям, а перепродавала.
Из российских дизайнеров тема экологичности безупречно проработана у бренда G.R.E.E.N.k. Вещи шьются только из нетоксичных тканей. Кроме того, создательница и дизайнер бренда Екатерина Трошина сознательно не делает ультрамодных моделей. Коллекции строятся вокруг классики, чтобы одежда не теряла актуальности как минимум несколько лет. Так ее можно носить дольше, покупать меньше и сокращать тем самым углеродный след.
Однажды в линейке бренда появилось несколько моделей из экокожи. Но после того, как Екатерина изучила этот материал, она принципиально отказалась от него. Экологичность в нем показная: разлагается экокожа веками, поэтому ее использование якобы в «зеленых» целях — настоящий гринвошинг.
Еще один заметный тренд, который мы будем наблюдать в ближайшее время, — мода на локальное. Все устали от глобализации, одинаковых вещей, блюд и интерьеров. Кроме того, развитие внутреннего туризма провоцирует интерес к одежде разных народов России.
Один из таких брендов с национальным колоритом основали дагестанские дизайнеры Хадижат и Аминат Магомедрасуловы. Идея бренда HADAMI строится вокруг базовой одежды направления modest fashion. Базовые вещи HADAMI — это не однослойный минимализм. В каждой коллекции присутствуют верхняя одежда и костюмная группа, которые считаются одними из самых сложных по пошиву.
Стиль бренда строится не вокруг одежды, относящейся к так называемой fast fashion, а вокруг медленной моды, то есть долговечных вещей, крой которых будет актуален всегда. Также под базовой одеждой дизайнеры понимают такие вещи, которые легко можно сочетать между собой и которые легко впишутся в любой стиль. Например, плиссированная баска будет сочетаться как с юбками, платьями, так и с брюками.
Дизайнеры не работают со слишком «откровенными» изделиями. Но это продиктовано не только религиозными взглядами: закрытая одежда кажется им интереснее. Здесь есть над чем работать, придумывать новые способы добавления длины, включать фантазию. Бренд входит в проект дагестанского дизайнера Зайнаб Сайдулаевой Others. Она основала свой концепт-стор в 2019 году в Махачкале, где собрала локальные бренды. Проект в принципе переосмысливает идею о скромной одежде как строгом облачении для мусульманок. Костюм для покрытия больше не обязан быть бесформенным и черным. HADAMI в своих коллекциях поддерживает и развивает этот тренд. Modest fashion сегодня — это больше чем традиция, это целый образ жизни, в основе которого лежат представления о связи с собственными корнями, комфорте, уникальности и многослойности, как основах современной жизни.
Your Yool — это не просто бренд одежды, а целый культурный проект из Казани, визуальное исследование национальной татарской моды и искусства. «Юл» с татарского языка переводится как «путь», «дорога». Your yool (твой путь) — это поиск нового пути развития современного татарского визуального кода через изучение истории, национального костюма и искусства татар.
Основательница проекта Татьяна Черногузова убеждена, что народные татарские мотивы могут выйти за рамки локальности и экзотики и стать основой для современных образов. Она описывает свой бренд словом glocal, т.е. тот, который объединяет локальное с глобальным. Несмотря на то, что дизайнер использует национальные мотивы, она не шьет вещи, которые были бы непонятны людям в Нью-Йорке или Милане. Иногда кажется, что костюмы Your yool — это целая вселенная с заколдованными лесами и озерами, населенными волшебными существами, а ее земля усеяна бисером и украшена вышивкой. Основа бренда — это сарафаны, фартуки и толстовки, а визитной карточкой являются накосные татарские украшения «чулпы» и тюбетейки.
Однако Татьяна никогда не говорит «нет» новым идеям. Дизайнер не стала бы зарекаться, что никогда не будет работать с какими-то формами: многое можно внедрить в концепцию бренда, важно, чтобы это отвечало его принципам, поэтому не исключает появление в своих коллекциях мини-юбок или купальников.
Дизайнер Сандра Гуцати открыла небольшую студию в Москве, где отшивает вещи из сетки с аппликациями. Ее бренд называется Ónoma:, что переводится с греческого (ὄνομα) как «имя». Но имя и фигура дизайнера не являются доминирующими в концепции бренда, это проект не про художника, а про того, кто будет носить определенную вещь. Поэтому после названия бренда стоит двоеточие: это место для имени потребителя, ведь именно он может рассказать нам, что изображено на платье, «прочесть» его.
В работах дизайнера отражается определенное мировосприятие: стремление к ясности, прозрачности, свету. Аппликации на каждой вещи превращаются в сюжет. Когда человек надевает ее, сюжет этот стремится выйти за рамки гардероба в пространство галереи или театра. Не так давно Сандра создала инсталляцию для Музея Дизайна в Новой Третьяковке. Дизайнер не делает вышивки, которые не подходят ей по духу и образу, даже если на такую аппликацию поступает запрос. Но вещи, которые рассказывают о сложных эмоциях и чувствах — агрессии, отчаянии, меланхолии — вполне могут появиться. Поэтому ее платья и не входят в коллекции, не спешат за модой: они живут собственной жизнью.
Фото: пресс-службы.