Новости

Kira Plastinina: как рухнула модная империя

В 2016 году стало известно, что бренд Kira Plastinina (вместе с первой линией) официально закончил свой славный путь к вершинам российской fashion-индустрии. Еще недавно казалось, что у «золотой девочки» Киры Пластининой есть все шансы стать самым молодым и успешным российским дизайнероv, но что-то пошло не так. WMJ.ru решил вспомнить, с чего начиналась история марки и что привело к ее банкротству.

С чего все началось

В 2007 году после успешной продажи акций компании «Вимм-Билль-Данн» бизнесмен Сергей Пластинин затеял амбициозный проект — создать российский ритейл одежды, лицом и главной движущей силой которого стала бы его 14-летняя дочь Кира. По «легенде» миллионер якобы заметил за девочкой мощный художественный талант, который воплощался в эскизах одежды и нарядах для кукол. Изначально бизнесмен рассчитывал, что проект выйдет на окупаемость за 1-2 года, однако в жизни все оказалось гораздо сложнее. Забегая вперед, отметим, что планам инвестора не суждено было сбыться ни через два года, ни даже через семь лет.

Суперстарт и суперзвезды

Тем не менее запуск молодежного бренда выглядел впечатляюще: новоиспеченный дизайнер красовалась на всех возможных глянцевых обложках, раздавая интервью со скоростью сверхзвукового истребителя, в ее творениях красовались перед камерами участники «Фабрики звезд–7» — на тот момент самого популярного проекта среди целевой аудитории марки. А приезд на показ Kira Plastinina главной светской львицы Пэрис Хилтон стал и вовсе одним из самых обсуждаемых событий года. Блондинка живо меняла блестящие розовые наряды, улыбалась на камеры и называла Киру своей подругой, правда, далеко не бесплатно — журналисты узнали, что звезда получила за визит щедрое вознаграждение в размере $2 млн. По счету платил, разумеется, отец юного дарования.

Пэрис Хилтон и Кира Пластинина

Дальше — больше. Руководство бренда взяло курс на кумиров молодых модниц, поэтому на открытие корнера премиальной линии LUBLU Kira Plastinina в 2008 году приехала еще одна популярная fashionista того времени — Николь Ричи. Визит блондинки обошелся Пластинину, по слухам, «всего в $200 тысяч». И ничего, что разразился кризис, — бизнесмен отчаянно верил в свое детище. А для продвижения новой ветви бренда он пригласил известного столичного стилиста Марину Долидзе, которая была на короткой ноге практически со всеми местными трендсеттерами. Ее стараниями наряды LUBLU KP поселились в гардеробах всех самых продвинутых представительниц московского света.

Путь на Запад: ничто не предвещало беды

В планах бизнесмена стояло завоевание американского рынка: в 2008 году он открыл 12 магазинов в США и планировал увеличить их количество до 250. Однако компания Pacific Sunwear of California, владевшая маркой Kirra, обрезала крылья российскому бренду, подав в суд на его владельцев, — двум «Кирам» в Штатах было тесно, и местная Фемида оказалась не на стороне наших соотечественников, несмотря на все усилия адвоката Павла Астахова. В результате российскому миллионеру запретили использовать название Kira Plastinina на территории США.

Бутик LUBLU Kira Plastinina

Неудача не сбила с пути Сергея Пластинина — он решил продвигать модный проект на Украине, в Казахстане, Армении, Катаре, Саудовской Аравии, Чехии, Нидерландах, Латвии и Австрии, а также в Италии и Великобритании. Причем в Лондоне бутик LUBLU KP был открыт не где-нибудь, а в легендарном универмаге Harrod’s. Серьезный настрой семьи Пластининых подтверждали все новые и новые приглашенные звезды из-за океана — в рекламных кампаниях марки снялись Линдси Лохан и Джорджия Мэй Джаггер. Последняя, к слову, лично прилетела в Москву, чтобы поздравить Киру с 20-летием. А на вечеринке в честь юбилея амбициозного модельера собрался весь столичный свет — гуляли до утра. PR-служба Kira Plastinina честно отрабатывала свои зарплаты — с брендом связывали имена даже таких артистов, как Бритни Спирс и Кэти Перри, не говоря уже о многочисленных российских знаменитостях, регулярно признававшихся в любви к дизайнеру.

Полет нормальный

Кира Пластинина и Джорджия Мэй Джаггер

Пока завистники подсчитывали, в какие суммы Сергею Пластинину обходится массированная реклама и сотрудничество селебрити мирового уровня, его марка становилась все более узнаваемой. Показы LUBLU Kira Plastinina вызывали неизменный ажиотаж среди звезд, модниц и представителей глянцевой прессы — в первых рядах яблоку негде было упасть.

К 2014 году сеть, по оценкам газеты «Коммерсантъ», насчитывала 279 магазинов Kira Plastinina в семи странах, 56 бутиков LUBLU в 16 странах, нарастила оборот до 3 млрд рублей и активно работала с франчайзинговыми партнерами, а за два года до этого, в 2012-м, запустила собственную фабрику в Подмосковье.

Начало конца и крах бренда

И тем не менее все это время марка молодежной одежды не приносила создателям прибыли, оставаясь по-прежнему исключительно спонсорским проектом. Самыми успешными для бренда эксперты считают 2012–2013 годы, когда его убыток сократился до 133 миллионов, а во главе компании встал Ян Хеере, ранее занимавшийся международным развитием гиганта Marks & Spencer. Правда, колоссальный опыт не помог новому генеральному директору реализовать задачи, поставленные перед ним руководством, — в 2014 году бренд неожиданно ушел в минус на 1 млрд рублей. Оценив масштаб катастрофы, Сергей Пластинин немедленно уволил голландца и сменил в течение следующих нескольких месяцев сразу двух гендиректоров — не помогло.

Кира Пластинина тем временем обосновалась в Далласе, где получала высшее образование, и все реже навещала родину, понимая, что уже не в состоянии поддерживать «легенду» об успешности своего бренда. Ее отец, окончательно разочаровавшись в модном бизнесе, предпочел вообще выйти из проекта. Сейчас он является первым заместителем гендиректора «РАО ЭС Востока» Сергея Толстогузова. В свою очередь бренд Kira Plastinina, лишившись поддержки влиятельного бизнесмена, в буквальном смысле захлебнулся в долгах и судебных исках и был официально признан банкротом — все счета арестованы, а долг составляет более 500 млн рублей. По информации инсайдеров, за все время Пластинин вложил в свое детище не меньше 3 млрд рублей. Но, увы, красивая история о таланте дочери так и не смогла воплотиться в успешный бизнес-проект.

Фото: Starface, Gettyimages, Globallookpress, Instagram

Автор:Юлия Пош