Закат эпохи «глянцевых титанов»: от Алены Долецкой до Карин Ройтфельд
Российский глянец зарождался в начале 90-х годов прошлого столетия. Фактически первым изданием подобного формата можно считать журнал «Домовой», но в лидеры рынка быстро выбилась российская версия Cosmopolitan, запустившаяся в 1994 году под чутким руководством Елены Мясниковой и Эллен Фербейк. Более десяти лет главный редактор и ее команда формировали образ активной молодой жительницы большого (и не только) города, которая ориентируется в главных модных и бьюти-трендах, а также успешно совмещает карьеру и личную жизнь. И делали это вполне успешно: тиражи росли, интерес аудитории к проекту долгое время не ослабевал. В 2005 году Мясникова покинула свой пост — пошла на повышение и возглавила ставший родным холдинг Independent Media (на тот момент еще Sanoma Magazines International), откуда впоследствии перешла в РБК на должность вице-президента. В мир красивых картинок Елену, судя по всему, больше не тянет — она по сей день комфортно чувствует себя в деловой журналистике.
Елена Мясникова запускала в России журнал Cosmopolitan
Полина Сохранова — нынешний главный редактор Cosmopolitan
Свято место, как известно, пусто не бывает — у руля Cosmopolitan встала Яна Лепкова, отвечавшая за запуск и развитие в нашей стране еженедельника ОК! Однако что-то не сошлось — на позиции главного редактора она проработала всего год, быстро и довольно тихо уступив своей коллеге Елене Васильевой. Cosmo переживал непростой период: руководство холдинга чувствовало, что журнал отстает от времени, но рокировки в редакции не давали ожидаемого результата вплоть до того момента, как в Independent Media не пришла выпускница «школы Долецкой» Полина Сохранова — именно ей удалось вдохнуть в популярное издание новую жизнь, омолодить аудиторию и отвоевать позиции на медиарынке.
Главный журнал о моде Vogue запускался в России в 1998 году. Запуск ознаменовался (!) фотосессией Кейт Мосс на Красной площади. Однако редакция все же сильно рисковала — в связи с кризисом, грянувшим тогда в конце лета, скептики шутили, что первый номер издания станет последним. Однако вышло совсем иначе: Алена Долецкая пережила вместе со своим, без преувеличения, детищем не один кризис. И многие до сих пор считают ее образцовым главным редактором.
В 2010 году произошел интересный случай: Алена Долецкая брала интервью у своей некогда главной «глянцевой» соперницы Эвелины Хромченко, незадолго до этого со скандалом уволенной из L’Officiel. Во время разговора первая иронично заметила, что главный редактор — фигура сменяемая. И вот ирония судьбы в действии: не прошло и недели, как прогремела новость о «добровольно-принудительном» уходе Алены Станиславовны из Conde Nast — «библия моды» перешла под управление Виктории Давыдовой. Слухов вокруг «увольнения по собственному желанию» Долецкой ходило много, да и со следующим местом работы она определилась далеко не сразу.
Журнал Interview Russia, который, собственно, и возглавила экс-главред Vogue, какое-то время считался амбициозным проектом, но в дамки выйти так и не смог: не помогли ни связи, ни опыт, ни перспективные кадры. По слухам, с того момента как миллиардеру Владиславу Доронину наскучила дорогая «игрушка», Interview Russia был обречен. Последний выпуск ежемесячника вышел в декабре 2016 года. Официальная причина ликвидации местной редакции — окончание контракта по франшизе, который никто не стал продлевать. Чем на данный момент занимается женщина, имя которой было синонимом моды и стиля в нашей стране, неизвестно. Возможно, готовит что-то новое.
Что касается коллеги Алены Долецкой, Эвелины Хромченко, долгие годы руководившей российской версией журнала L’Officiel, здесь все тоже непросто. Конфликт с издателем Евгением Змиевцом (заключавшийся, по сути, в том, что женщина слишком много времени и сил отдавала личному пиару) закончился тем, что звезда «Модного приговора» была уволена, а на ее вахту заступила молодая жена последнего Мария Невская, начинавшая свою карьеру в авторитетном издании в качестве редактора моды. Однако скандал вышел таким громким, что журнал из-за многочисленных судебных разбирательств и ухода весомых рекламодателей просто пришлось закрыть. Франшиза время от времени переходила из рук в руки — не единожды издание пытались возродить, но успеха в этом деле достиг только Евгений Федотов, назначивший «лицом» L’Officiel деятельную медиадиву Ксению Собчак. Невская, которая, кстати, рассталась со Змиевцом, несмотря на наличие двоих общих детей, тоже трудоустроена у Федотова — сейчас она отвечает за французский журнал Numero. А вот карьера Хромченко в глянце, как ни странно, завершилась — теперь влиятельная модная журналистка регулярно пишет тематические обзоры на своем сайте.
Чуть меньше лихорадило российский Harper’s Bazaar — после ухода первого главного редактора Шахри Амирхановой коллективом недолго руководил Анзор Канкулов, а затем его сменила Дарья Веледеева (что несколько расстроило рассчитывающую на эту должность Мирославу Думу), которая по сей день успешно исполняет все свои обязательства.
У экс-главреда журнала Elle Елены Сотниковой были непростые отношения с владельцем HS Media Виктором Шкулевым
С 1 февраля 2017 года главным редактором журнала Elle в России официально стала Екатерина Мухина
Один из самых популярных женских журналов — Elle — тоже несколько раз «сбрасывал чешую». Елене Сотниковой едва исполнился 21 год, когда на нее возложили непростую, но интересную миссию — запустить в России хитовое французское издание. И с этой задачей хрупкая девушка справилась. Но в 2005 году президент HS Media Виктор Шкулев назначил ее редакционным директором холдинга, что породило в журналистской среде немало разговоров о том, действительно ли можно считать это повышением или должность носила больше формальный характер. Кресло Сотниковой перешло по наследству к Ирине Михайловской, которая, правда, задержалась в нем лишь четыре года (сама журналистка в шутку называла это время президентским сроком). Шкулев открыто заявил, что считает журнал «слишком традиционным и самоуспокоенным», в то время как рынок стремительно меняется. Вместе с Михайловской была уволена почти вся команда, а в колонке главного редактора читательницы снова увидели знакомую фотографию и подпись Елены Сотниковой.
Декабрь 2016 года оказался насыщенным на события в глянцевой индустрии — одни журналы (как, например, Interview Russia, Allure и Conde Nast Traveller) закрывались, другие меняли руководство. В их числе оказался и Elle. Курс на омоложение аудитории и «освежение» контента принял новый оборот: Сотникову во второй раз заменили, теперь уже на стилиста Катю Мухину, которая, кстати, когда-то уже работала в Elle, но на позиции редактора моды. С 1 января стильная блондинка приступила к своим обязанностям.
Таким образом топовый российский глянец сменил практически всех, кто стоял у истоков индустрии и фактически своими руками создавал ее. Единственным главредом, которого можно считать бессменным, остается Юрате Гураускайте, под началом которой годами трудится команда InStyle. Не касаются кадровые «перетряски» и Ксению Соловьеву (Tatler), хотя, конечно, никто не может быть застрахован от внезапного «увольнения по собственному желанию». Ведь когда-то и положение Долецкой, Хромченко и все той же Сотниковой считалось наипрочнейшим.
Впрочем, смена поколений характерна не только для российского медиарынка — на Западе яркие харизматики, также открывшие немало новых имен, уступили по разным причинам дорогу молодым и исполнительным. Первой «ласточкой» стал уход Карин Ройтфельд с поста главного редактора французского Vogue — сменившая ее на этом посту Эммануэль Альт на статус иконы стиля не претендует, но со своими обязанностями отлично справляется и нареканий у руководства не вызывает. А для итальянской «библии моды» завершилась целая эпоха — в конце 2016 года после продолжительной болезни скончалась Франка Соццани, входившая в число самых влиятельных женщин мировой fashion-индустрии. Теперь Vogue (впервые!) возглавил мужчина — Эмануэле Фарнети.
Островки относительной стабильности — американский и британский Vogue. В первом балом правит, кажется, вечная Анна Винтур, а во втором — Александра Шульман, которая славится своим холодным умом и способностью легко ориентироваться не только в моде, но и в бизнесе. Ведь какими бы креативными ни были съемки в журнале, он прежде всего должен продаваться. Что ж, посмотрим, чем для оставшихся у руля немногочисленных глянцевых титанов обернется наступивший 2017 год…