«Патрики» уже не те? Почему больше не модно быть содержанкой
Ситуация: вечер, незаметно переходящий в ночь, центр города, пятница. В модной «Кофемании» на Большой Никитской как селедки в бочку набились исключительно модные цацы, большинство из которых едва переступили порог совершеннолетия. В тот вечер я был в составе небольшой компании, и проводить так любимые мной журналистские исследования возможности у меня не было. Но я все равно фоном мониторил происходящее вокруг, и вот что меня удивило буквально сразу: девушки за столами были лишены общества представителей мужского пола почти совсем, все очень красиво выпивали вино и очень увлеченно о чем-то разглагольствовали. Не было предполетных в стратосферу состояний, дебошей и чего-то обыденного, пятничного. Да, конечно, контингент «Кофемании» — дело тонкое, но и там я иногда наблюдал «картины маслом».
Позже, выйдя на перекур, продолжая вечер все в том же кафе, я нечаянно стал свидетелем интереснейшей беседы: две девушки с горящими глазами собирались завоевывать этот город. И не традиционными способами, при помощи инвестиций «высших лиц мира сего», а сами. Две вполне молодо и свежо выглядевшие девушки за папиросками строили планы на ближайшее будущее, а именно запустить обучающую платформу на базе, как я понял, их собственных знаний и иных ресурсов. Уж не знаю, чему и кого в тот момент они собирались обучать (надеюсь, не учить мечтать или что-то подобное), но динамика их диалога меня, честно сказать, приятно удивила.
Этот случай лишний раз дал мне повод для размышлений взглянуть на людей в целом и в частности на свое окружение с другой стороны и другими глазами.
Очевидно, в нашем социуме уверенно созрел тренд на независимость от чужого мнения, условных правил, чужой воли и чужих капиталов.
Многие стремятся самостоятельно попробовать плюнуть в вечность и в конце концов создать что-то свое, личное, так сказать, от сердца. Что идет вразрез с уже ставшей классикой жанра моделью социального поведения, царившей еще совсем недавно.
В нулевые было так: если ты одна — ты никто, звать тебя никак, взять с тебя нечего и, соответственно, никому такая ты не нужна (правда, если ты не Ксения Собчак — личность настолько самодостаточная, что была, есть и будет всегда нужна всем, везде и прямо сейчас). Ценность человека как такового отсутствовала: внутренний устрой, бэкграунд, творческий потенциал, personal power и другие качества были неактуальны. Героями хроник и мероприятий становились, как правило, абсолютные ноунеймы, сумевшие урвать кусок пирога и заякориться рядом с респектабельным господином. Причем респектабельность и материальное благосостояние играли не то чтобы главную, а единственную роль в таких союзах.
Чем такие истории заканчивались, все мы знаем: в лучшем случае ничем, в худшем — модными дорогостоящими рехабами за границей, оплаченными деньгами с проданных украшений, некогда подаренных теми самыми «единственными и нежными» мужчинами, имена которых едва остались в памяти.
Да, эпоха жирного люкса имела совсем не симпатичную изнанку — девушки были на птичьих правах при властном «хозяине» их жизни и скорее выполняли функцию красивого приложения, нежели полноценного партнера, взамен получая мнимое материальное благополучие, настолько шаткое, что понятие «благополучие» в данном контексте притянуто за уши.
Но тот мир рухнул вместе с курсом рубля, высокими ценами на нефть и модой на плюшевые спортивные костюмы Juicy Couture.
Также само понятие роскоши и безмерного богатства перестало быть общественным идеалом в нашей стране. Вместо модели социального поведения Арабских Эмиратов все большая часть осознанного населения страны предпочитает, например, модель жизни скандинавских стран, где главными ценностями являются равноправие, комфорт и скромность.
И мужчины с большой цифры уже не будоражат умы. Типовые магнаты, олигархи и бизнесмены откровенно потеряли свои позиции перед представителями креативного класса. Айтишники, дизайнеры, режиссеры — вот они, субъекты желаний современной молодой горожанки.
Материальный капитал уступил первенство в списке обязательных качеств духовному багажу. Зачем проводить время с партнером, если, кроме денег, которые ты сама можешь заработать, он тебе ничего дать не может: ни уважения, ни интересного общения или общих интересов?
В этом, по сути, и есть корень и причина таких социальных изменений. Как сказала Божена Рынска в интервью Надежде Стрелец: «Сегодня ты лузер, если от кого-то зависишь и должна преклоняться и целовать ручку какой-то жабе отвратительной. Нет! Сегодня ты можешь делать сама что угодно. Хоть блинную открывай, и ты уже человек, у тебя уже есть доход. Вот и сама себя вывози на Мальдивы, подумаешь, большое дело! Зачем тебе богатый папик в таком случае?»
В нулевые же девушке было трудно себя прокормить. Социальные лифты отсутствовали как таковые, серьезную карьеру «правовыми» путями удавалось сделать только жестким харизматикам, например таким как Алена Станиславовна Долецкая (которая уже была звездой) или Земфира. Примеры специально я привел чуть утрированные, чтобы вы поняли суть моей мысли. Конечно, не только они пришли к успеху в то время, но тогда это было намного сложнее.
Сегодня все процессы демократизировались и, в принципе, каждый сам себе бизнесмен, масс-медиа, блогер — да кто и что угодно. Открытое диджитал-пространство подарило возможность каждому попробовать себя в абсолютно различных амплуа, менять их, выбирать наиболее подходящие душе. Нет проблем и препятствий, чтобы заниматься тем, чем хочешь, и зарабатывать себе на жизнь и удовольствия.
Все двери открыты — стоит только постучать.
Понравилось? У нас есть еще!
— Что общего между Литвиновой и Кардашьян? Balenciaga! Разбираемся в феномене модного Дома
Фото: Кадры из сериала «Беспринципные», фильмов «Молода и прекрасна» и «Блондинка в законе»